18+
25 Сентября 05:59

Наша Таня в кошерном автобусе

Либеральные публицисты, как известно, всегда резко выступают против «сращивания» церкви и государства, против, в частности, введения в российских школах факультативного предмета по истории религий. А нападки на ислам приобрели практически скандальный характер во всей западной прессе.

Либеральные публицисты, как известно, всегда резко выступают против «сращивания» церкви и государства, против, в частности, введения в российских школах факультативного предмета по истории религий.

А нападки на ислам приобрели практически  скандальный характер  во всей западной прессе. При этом,  однако, все почему-то обходили молчанием тему религии в Израиле, где даже в парламенте заседают партии   фундаменталистского толка.

А что тут происходит на самом  деле? 

На днях в Израиле случился-таки громкий скандал с участием нашей соотечественницы, потребовалось вмешательство властей самого высокого уровня. 16 декабря жительница Ашдода, 28-летняя Татьяна Розенблит на рейсовом автобусе одной из частных компаний-перевозчиков ехала в Иерусалим.

Но вместо спокойного путешествия Татьяну ждали оскорбления со стороны израильских ультраортодоксов. Потребовав у женщины пересесть, они получили отказ. Как водится, обе стороны по-разному описывают происшествие.

Сначала – небольшое предисловие для читателей, не знакомых с израильскими реалиями. Лет десять-пятнадцать назад часть местной ортодоксальной общины пришла к выводу, что благочестивый еврей не может ездить в обычном автобусе, где мужчины сидят вместе с женщинами, поскольку-де это противоречит законам скромности.

Для решения этой проблемы некоторые раввины предлагали выделить для слабого пола отдельные автобусы. Однако эта идея оказалась технически слишком сложной, поэтому в качестве компромисса была принята иранская модель, когда мужчины сидят в передней, а женщины – в задней части автобуса (в некоторых случая мужчины и женщины также входят в разные двери).

Подобная практика принята сегодня во всех частных компаниях, обслуживающих ультра-ортодоксальное население. Однако ревнителям благочестия этого кажется мало, и они настаивают, чтобы эти правила распространялись и на обычные рейсовые автобусы, обслуживающие районы с соответствующим населением.

Здесь, правда, коса нашла на камень: после громких протестов женских и правозащитных организаций автобусный кооператив «Эгед» официально запретил «сегрегацию». Однако поскольку ультра-ортодоксы твёрдо верят, что с ними Бог, на «своих» рейсах они регулярно пытаются наводить свои порядки, требуя от женщин не садиться рядом с мужчинами (даже если других мест в автобусе нет) и/или перейти в заднюю часть автобуса.

Подобная история произошла утром 16 декабря, когда жительница Ашдода Татьяна Розенблит вошла в 451-й междугородний автобус, следующий в Иерусалим, и села на сиденье за спиной водителя, чтобы тот смог подсказать ей нужную остановку. Сначала всё было чинно и благородно.

Однако затем одному из благочестивых пассажиров показалось неуместным сидеть за спиной у женщины, и он потребовал у Тани пересесть на женскую половину. Она отказалась, и начался скандал, в ходе которого зачинщик не позволял закрыть дверь и ехать дальше. Водитель вызвал полицию.

Приехавший полицейский спросил у Тани, не согласна ли та пересесть, и услышав, что нет, высадил скандалиста, после чего автобус тронулся дальше.

Подобные скандалы случаются на «религиозных» линиях едва ли еженедельно. Однако тут благочестивцам не повезло: Таня оказалась работницей СМИ, ведущей довольно популярный блог на английским языке. Поэтому сообщение об инциденте в ашдодском автобусе вскоре было опубликовано во всех израильских газетах.

Объясняя мотивы своих действий, Татьяна, в частности, пишет, что выросла в Израиле, отслужила в армии, закончила университет – и главное, с детства её учили тому, что свобода – одно из основных прав человека.

Поскольку русскоязычные израильтяне традиционно недолюбливают ультраортодоксов, особенно когда те пытаются навязывать представления о добре и зле всему обществу, на «русской» улице Танин поступок вызвал почти всеобщее одобрение.

Едва ли не громче всех аплодировали жители Ашдода, где в последние годы периодически возникают серьёзные трения между светскими и религиозными жителями.

К примеру, в прошлом месяце несколько городских районов на сутки остались без воды, поскольку ортодоксы не позволили починить водопровод, сломавшийся в субботу, что, естественно, вызвало недовольство у остальной части города.

Интересно и то, что в своих блогах Танин поступок решительно поддержали многие русскоязычные религиозные женщины, недовольные нравами, царящими в последние годы в ультраортодоксальных общинах.

Писательница Анна Файн, живущая в Бней-Браке (городе, считающемся бастионом ультраортодоксии), написала:

«Я ненавижу кошерные автобусные линии. Выглядит это так: мужики вальяжно сидят на первых сиденьях, а тетеньки с баулами, беременными животами и младенцами теснятся, стоя в хвосте автобуса. Тетеньки молчат, но я думаю, что дома, вдали от посторонних глаз, они высказываются.

Поэтому что это не то, чтобы бьёт по статусу женщины. Это просто неудобно. В «Эгеде» ездят все, и нечего народ баламутить. Так что наша Таня не зря горько плачет на весь автобус. Тише, Танечка, не плачь, thank you, Tanya, very much».

Разумеется, нашлись и те, кто, узнав о Таниной профессии, обвинил её в сознательной провокации, якобы устроенной по заданию левых СМИ, всегда готовых ущучить ультраортодоксов. Однако их голоса утонули во всеобщем возмущённом хоре.

Как метко заметил религиозный поселенец и многодетный отец, хорошо знакомый автору этих строк: «Данная конкретная Таня может быть хоть вымышленным героем русских народных сказок – проблема от этого не исчезнет. Свинское поведение ультраортодоксов в общественном транспорте известна и обсуждается не первый год».

Взгляды ревнителей благочестия со временем становятся всё более радикальными – те же раздельные автобусы лет тридцать назад казались дикостью, сегодня же это считается нормой. К тому же  ультраортодоксальная община стремительно растёт, поэтому в Израиле появляются всё новые религиозные кварталы и даже поселения.

И, наконец, самое главное – на территории, которую ультраортодоксы считают своей, им свойственно наводить свои порядки, не слишком считаясь с государственным законодательством.

Так что история «нашей Тани» – это увесистый камень в адрес либеральной публицистики, которая в своем глазу бревна не видит.

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности