20 лет назад, 21 декабря 1991 года, была подписана Алма-атинская декларация о целях и принципах СНГ. Долгое время члены Содружества занимались чем угодно, но только не совместными гуманитарными проектами.
20 лет назад, 21 декабря 1991 года, была подписана Алма-атинская декларация о целях и принципах СНГ. Долгое время члены Содружества занимались чем угодно, но только не совместными гуманитарными проектами.
Ситуация стала меняться лишь несколько лет назад, с образованием Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. И всё же в этой сфере ситуация по-прежнему далека от благополучной.
В этом году отмечается не только 20-летний юбилей Содружества независимых государств, но и 5-летие Совета и Фонда по гуманитарному сотрудничеству государств – участников Содружества. Теперь гуманитарной сфере руководители СНГ и входящих в него стран уделяют пристальное внимание.
–Гуманитарное направление – это та область, где возможности для межгосударственного сотрудничества проявляются наиболее ярким образом, – отметил, например, уже бывший глава Администрации Президента Сергей Нарышкин, выступая на ежегодной благотворительной акции фонда.
–Гуманитарная сфера наиболее близка и понятна нашим гражданам, гуманитарные проекты объединяют наши страны и дают хорошую основу для развития сотрудничества в профессиональной сфере.
Долгое время гуманитарная сфера во взаимоотношениях стран СНГ оставалась, что называется, «в загоне». Примерно за 15 лет существования Содружества так и не было заключено сколько-нибудь серьёзных соглашений на этот счёт.
А те, что всё-таки были подписаны, носили ни к чему не обязывающий, декларативный характер. Работа межгосударственных отраслевых комитетов – по образованию, культуре и т.д. – носила чисто формальный характер. А участники Содружества предпочитали развивать двусторонние контакты.
Ситуация начала меняться в 2005 году, когда 8 мая по инициативе России была подписана Декларация о гуманитарном сотрудничестве.
А 21 апреля следующего года, снова по инициативе нашей страны, были созданы названные выше Совет и Фонд по гуманитарному сотрудничеству – неполитические организации, ставящие своей целью развитие многостороннего сотрудничества в науке, образовании, культуре, спорте, сфере массовых коммуникаций, молодёжной политике.
Всего, по данным Сергея Нарышкина, которые он озвучил в своём выступлении, Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества было реализовано около 350 проектов, многие из которых приобрели статус постоянно действующих.
Это, например, Молодёжный симфонический оркестр стран СНГ, международные премии «Звёзды Содружества» и «Содружество дебютов» и т.д.
Налаживается сотрудничество и в науке. Так, в Дубне действует Международный инновационный центр нанотехнологий, который в скором будущем должен стать базовой исследовательской организацией Содружества в данной области.
В сфере образования также реализуется несколько проектов. Скажем, в Московском государственном лингвистическом университете проводится обучение языкам и культуре народов СНГ, в частности, украинскому, казахскому, киргизскому и армянскому.
В 2007 году состоялся первый выпуск студентов по специальности «Регионоведение» со знанием указанных языков. А в 2008 году Российским университетом дружбы народов при поддержке Фонда межгосударственного сотрудничества был создан Сетевой университет (СУ) СНГ, изначально объединивший 22 ведущих вуза 9 стран – участников Содружества.
Позже к СУ присоединились ещё несколько крупных вузов, среди которых Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и т.д.
Изначально набор студентов в Сетевой университет происходил только за счёт квот, выделяемых Российской Федерацией. Однако летом этого года на конференции министров образования стран СНГ, проходившей в Душанбе, было принято решение выделить квоты для обучения в университете за счёт национальных бюджетов государств – участников СНГ.
Всего в Сетевом университете по различным программам обучается 163 человека (в прошлом году таких было 146). Первый год студенты учатся в своей стране, а затем выбирают какой-либо вуз в другом государстве. Т.е. фактически они получают два диплома о высшем образовании.
На данный момент Сетевой университет стал одним из крупнейших совместных проектов стран Содружества в области образования.
Главной целью интеграции государств – участников СНГ в данной сфере провозглашается создание единого образовательного пространства в рамках Содружества. Правда, в данной области не всё гладко.
Например, оставляет желать лучшего качество обучения во многих филиалах российских вузов в СНГ. Не всегда используются и российские образовательные стандарты.
Так, Российско-армянский (славянский) университет проводит обучение по национальным стандартам и при этом выдаёт дипломы российского образца.
Актуальными остаются и проблемы финансирования, в частности, обучения граждан СНГ в российских вузах. Всего в них обучается более 75 тысяч человек, из которых около 5 тысяч получают государственные стипендии, выделяемые Министерством образования и науки РФ.
Можно предположить, что эти и другие проблемы (например, взаимное признание документов о среднем и высшем образовании, обеспечение переподготовки специалистов на международном уровне, развитие дистанционного образования и т.д.) рано или поздно будут решены.
Ведь вопросы, связанные с развитием интеграции в области образования и в гуманитарной сфере вообще из-за своей кажущейся аполитичности остаются едва ли не единственными, которые можно обсуждать на саммитах и форумах СНГ без риска особых трений между их участниками.
Впрочем, это закономерно: ведь на повестку дня по-прежнему выносится множество ни к чему не обязывающих вопросов, типа провозглашения различных «гуманитарных» годов.
Так, уходящий год был объявлен Годом историко-культурного наследия, а будущий год провозглашён Годом спорта и здорового образа жизни.
Правда, и в данном случае есть исключения – главным образом, это вопросы, связанные с распространением русского языка и русской культуры. Но это тема для отдельного разговора.