В эти дни отмечается 20-летие дипломатических отношений между Россией и Узбекистаном. Но для истории это всего лишь миг. Первые сведения о контактах между народами России и Средней Азии восходят к VII-VIII векам. Более частыми и более достоверными такие упоминания становятся с IX-X веков. Например, арабский географ Ибн-Хордадбех утверждал, что уже в середине IX века русские торговали со Средней Азией. О том, что восточные славяне были достаточно широко известны в Средней Азии и к ним проявлялся немалый интерес в XI-XV веках, говорит тот факт, что они неоднократно упоминаются в произведениях Фирдоуси, Хосрова, Навои. Но до конца XV века контакты Русского государства со Средней Азией носили преимущественно эпизодический характер. С XVI века они становятся действительно регулярными.
В эти дни отмечается 20-летие дипломатических отношений между Россией и Узбекистаном. Но для истории это всего лишь миг.
Первые сведения о контактах между народами России и Средней Азии восходят к VII-VIII векам. Более частыми и более достоверными такие упоминания становятся с IX-X веков.
Например, арабский географ Ибн-Хордадбех утверждал, что уже в середине IX века русские торговали со Средней Азией.
О том, что восточные славяне были достаточно широко известны в Средней Азии и к ним проявлялся немалый интерес в XI-XV веках, говорит тот факт, что они неоднократно упоминаются в произведениях Фирдоуси, Хосрова, Навои. Но до конца XV века контакты Русского государства со Средней Азией носили преимущественно эпизодический характер.
С XVI века они становятся действительно регулярными. В них были заинтересованы и Русское государство и ханства Средней Азии. Такой пример – в XVII веке бухарские и хивинские посольства посещали Москву 26 раз, русские посольства направлялись в Бухару и Хиву девять раз.
О взаимной выгодности российско-среднеазиатской торговли свидетельствует следующий факт: за 85 лет – с середины 70-х годов XVIII до начала 60-х годов XIX века товарооборот между Россией и Средней Азией вырос в 36 раз. И это несмотря на активную конкуренцию английских бизнесменов.
В середине XIX века около 60% всей внешней торговли Средней Азии приходилось на Россию.Особенно активными разнообразные отношения россиян со среднеазиатскими народами развивались со второй половины XIX века, когда в результате объективной динамики политических и экономических процессов того времени Средняя Азия была интегрирована в состав Российской империи.
При всей возможной неоднозначности оценок данного процесса, неоспоримым фактом является вывод: включение Средней Азии в состав России имело значительные положительные последствия, оно явилось наиболее оптимальным – из числа реально возможных – вариантом выхода из тяжелейшего кризиса, который переживал регион, заметно ослабленный политикой изоляции от внешнего мира.
Новые социально-экономические изменения, произошедшие после интеграции Средней Азии в состав России, создали предпосылки для экономической и политической консолидации узбекского народа, для формирования узбекской нации.
Велик вклад России и россиян в различные сферы жизнедеятельности Узбекистана и других стран Средней Азии – в экономику, культуру, науку, образование, искусство.
Это изучение природы и истории края, его геологии и топографии, строительство первых промышленных предприятий и железных дорог, создание учебных заведений нового уровня, больниц, музеев, общедоступных библиотек, утверждение понятий о защите прав личности и собственности.
Исключительно важным и ценным явлением стало формирование новых человеческих отношений между представителями разных цивилизаций. Это стало возможным, в том числе, и благодаря уникальным качествам русской и узбекской ментальности – добросердечию и уважительности к людям другой национальности и веры.
Этот своеобразный феномен – межнациональное и межконфессиональное согласие и добрососедство – и ныне является одним из главных достояний нашей республики.
В свое время даже такой недоброжелатель России, как лорд Керзон был вынужден признать: «Дружелюбие и откровенность русских…, терпимость к религиозной практике… мусульманского населения… снискали русским уважение и расположение азиатских народов».
Джавахарлар Неру в своей книге «Открытие Индии» писал, что англичане в Индии жили «чуждаясь индийцев, замыкаясь в своем кругу, сторонясь их, живя в собственном высшем мире».
Очень показателен следующий факт. В конце XIX-начале XX века имел место большой поток обращений, писем индийцев в русское консульство в Бомбее. В них выражалась надежда на русскую помощь в освобождении Индии от английского господства.
В одном из таких писем сообщалось: «Нам все твердят о тирании и деспотизме России; нас пугают жестокостью ее правительства… Но мы читаем и слышим со всех сторон, что в России такой-то генерал – мусульманин, другой – армянин, командующий целой армией; между тем как у нас последний английский солдат лучше дезертирует, нежели согласится повиноваться и признать начальником туземца, будь последний хоть принцем крови. И, безусловно, мы завидуем нашему брату мусульманину в называемой англичанами деспотической России».
У истоков многих учреждений, процессов, явлений современной жизни Узбекистана стояли Россия и россияне. Это археолог Вяткин, открывший обсерваторию Улугбека в Самарканде, архитектор Щусев, автор Большого театра в Ташкенте, писатель Бородин, написавший бессмертный роман «Звезды над Самаркандом», инженер Озерский, покоривший Голодную степь, Леонид Брежнев, решивший практически заново отстроить Ташкент после землетрясения 1966 года. И десятки, сотни других громких имен, которые живы в благодарной памяти узбекистанцев.