18+
24 Апреля 14:12
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Акгуль Аманмурадова мечтает попасть на Игры в Лондон

Сильная. Уверенная в себе. По-хорошему амбициозная. Она отвечает на все вопросы, но с осторожностью относится к журналистам. Ей достаточно несколько минут, чтобы расположить человека к себе или продолжать держать его на расстоянии.

Сильная. Уверенная в себе. По-хорошему амбициозная. Она отвечает на все вопросы, но с осторожностью относится к журналистам.

Ей достаточно несколько минут, чтобы расположить человека к себе или продолжать держать его на расстоянии. Она ни от кого не зависит, потому что может себе это позволить. Ведь она – Акгуль Аманмурадова – первая ракетка Узбекистана.

Предвосхищая вопросы читателей, сразу скажу, что семья Акгуль далека от спорта, скорее это люди творческие. Дедушка – композитор, бабушка преподавала в театральном институте, мама и тетя – также музыканты, а папа работает монтажником.

Как же Акгуль оказалась на корте?

С самого раннего детства она была подвижным и энергичным ребенком. Этой энергии необходимо было найти выход. И его нашла Наиля Пардаевна – бабушка Акгуль. А поскольку семья жила рядом со стадионом, то нужно было только выбрать подходящую из трех имеющихся там спортивных секций: плавание, теннис или гимнастику. Последнее исключили сразу. Как говорит сама Акгуль – это «слишком женственный для нее вид спорта».

Решили, что это будет плавание. На одной из первых тренировок девочка едва не утонула. Страх воды еще долго преследовал Акгуль. Терпение родителей было на исходе – с неуемной энергией дочери нужно было срочно что-то делать. Бабушка отвела внучку к тренеру по теннису.

В группе было 40 детей – то, что надо! «Теннис мне понравился сразу, но как только наступила зима, я простыла, и тренировки прекратились» – вспоминает Акгуль.

Тем не менее, спустя некоторое время родители заметили, что как только начались занятия теннисом – дочь стала болеть меньше. Кроме этого, этот сверхподвижный ребенок теперь был всегда занят.

– Когда мне исполнилось десять лет, я сама поняла, что хочу заниматься теннисом. Меня никто никогда не заставлял что-либо делать. Я ходила в школу, делала уроки и бежала на тренировку. Это устраивало всех, но в первую очередь меня! (смеется).

Трудности не пугали?

– А их тогда не было. Был интерес, было желание. Но мыслей о профессиональной карьере – нет. Потом, когда тренер меня записала на турнир, и я сразу заняла третье место, вот тогда появился азарт.

Начались соревнования – где-то успешно, где-то – нет. Естественно появились нагрузки. Я немного отставала, не справлялась, потому что начала быстро расти, стали болеть коленки, появились небольшие проблемы с сердцем. Но даже тогда подход к спорту у меня был полупрофессиональный.

Когда вы поняли: пора начинать профессиональную карьеру или вообще уходить из спорта?..

-Дело в том, что я рано окончила школу, потому что пошла с шести лет. Училась хорошо, и после окончания родители настаивали на высшем образовании, я и сама не хотела их подводить – у нас в семье все с высшим образованием.

Начала думать рационально. Сама я – не зарабатывала. Вот и решила, что поступлю в университет, а заодно и смогу выступать за него. В первый год не поступила. На второй год стала студенткой института востоковедения (факультет регионоведение). Там проучилась год.

Потом меня вызвали в федерацию тенниса и спросили, что я планирую делать, и как вообще у меня обстоят дела. Я ответила, что учусь, а для выступлений у меня просто нет финансирования. Тогда-то мне и предложили помочь – оплачивать поездки и попробовать участвовать в профессиональных турнирах.

Это стало мощным толчком, к моему решению переходить на профессиональный уровень. Я поменяла институт, перевелась на заочное отделение в Нархоз, сейчас это Ташкентский государственный экономический университет, потому что там была возможность свободного посещения. В профессиональном спорте я с конца 2002 года.

Ни для кого не секрет, что теннис – один из самых дорогих видов спорта. Согласны ли вы с тем, что финансовая сторона часто становится причиной того, что потенциальные чемпионы так и не попадают в профессиональный спорт?

-Это факт. Особенно когда наступает решающий момент – 17-18 лет. Также ни для кого не секрет суммы призовых фондов. Но чтобы дойти до такого уровня и получать достойные выигрыши, нужно вложить не меньше.

-Если вам предложат выступать за честь другой страны, как вы поступите? Ведь среди теннисисток такое встречается не редко.

-Теоретически это возможно. Но для меня это не приемлемо. На данный момент у меня здесь хорошая поддержка, контракт. Я умею быть благодарной.

Какой из сыгранных турниров вам особенно дорог?

– Безусловно, это мой первый профессиональный турнир. Очень напряженный финал – я запомнила его на всю жизнь. Кроме этого, чемпионат Азии, который проходил здесь, в Ташкенте в 2005 году.

Сам год был для меня тяжелым, умерла бабушка, нужно было срочно мобилизоваться. Потом я сыграла на Tashkent Open – финал. И все это было фактически один месяц за другим. Эмоционально было очень трудно. Навряд ли я это когда-нибудь забуду.

Вспомните свой самый долгий по времени матч?

-В данном случае скорее следует говорить не о времени, а о насыщенности. Матч может быть коротким, но эмоционально напряженным. Например, моя победа над Еленой Янкович (на тот момент она была второй ракеткой мира). Мы играли недолго, но этот матч стал для меня одним из самых напряженных.

-Анастасия Мыскина в одном из своих интервью сказала, что у вас есть все шансы стать второй Линдсей Дэвенпорт (бывшая первая ракетка мира). Что на это скажите?

-Это очень приятно. Но на данный момент нас сравнивают, как мне кажется, из-за ее роста (189 см) и хорошей подачи. До ее результатов мне, честно говоря, еще работать и работать.

За что вы благодарны теннису?

-Теннис и профессиональный спорт в целом закаляют характер. А за время поездок, общаясь с людьми, набираешься огромного опыта. Расширяется кругозор, легче сходишься с людьми, и самое главное начинаешь лучше в них разбираться.

-Я знаю, что бабушка, Наиля Пардаевна сыграла в вашей карьере едва ли не главную роль. Более того, как мне кажется, благодаря ей весь мир узнал вас как теннисистку Акгуль Аманмурадову.

-Безусловно, в этом огромная заслуга моей бабушки. Она знала, что именно мне нужно прививать с самого детства, чтобы потом в жизни было легче. А вот своей маме я благодарна за ее постоянную поддержку на протяжении всей моей жизни, она сыграла решающую роль в моем становлении как личности.

Чего вы не терпите по отношению к себе?

-Не терплю, когда на меня кричат. Это кстати, с самого детства. Ведь в спорте зачастую именно так и происходит: тренер сказал – сделала и без разговоров.

Тренеров вы выбираете себе сами?

-Да. Например, у меня был тренер из Франции. Его порекомендовала одна из моих подруг, которая там живет. Тренировал он меня три с половиной года – для тенниса это долго. Потом у нас появились разногласия. Я поменяла тренера, но мы продолжаем общаться.

-Сейчас вас тренирует Ирода Туляганова. Вы играли в паре, и более того, вы дружите. Это не мешает отношениям тренер-подопечный?

-Я очень уважаю Ироду как спортсменку. Прежде всего, она добилась в теннисе того, чего еще никому в нашей стране не удавалось. Я воспринимаю все ее слова, критику, советы, потому что я понимаю, что она знает, о чем говорит. Мне важно, чтобы тренер душу вкладывал в своего подопечного.

Но практика показывает, что тренеру главное – получить деньги. Остальное второстепенно. Именно поэтому у меня некоторое время тренера не было. В данном случае, я вижу и чувствую, что Ирода стремится мне помочь. Но как бы там не сложилось, наша дружба мне важнее.

Один из ваших прошлых тренеров настаивал на том, что вам нужно играть агрессивней. В чем это должно было заключаться?

-Кстати именно это и стало причиной разногласий с моим французским тренером. С тем стилем игры, на котором он настаивал, я не совсем могла справиться.

Эта агрессивность должна была выражаться, например, в том, что нужно было сразу выходить играть к сетке. Многое упирается в мой рост, который не может не сказываться на той скорости, с которой я двигаюсь на корте. Я играла у сетки, но не так часто как он этого хотел.

В чем отличительная черта вашей игры?

-Я противоречивый игрок. Могу активно подать, сыграть справа, покрытие корта для меня не принципиально.

А вот какой элемент на ваш взгляд вам надо доработать?

-Доработать стоит удар слева, крученый мяч. Я – правша, поэтому сейчас отрабатываем удар двумя руками слева.

Сколько времени может уйти на отработку одного элемента?

-Здесь опять-таки стоит говорить не о времени. Ведь на тренировке его можно отработать до совершенства, а вот сможешь ли ты также его использовать в решающий момент во время матча – вот в чем вопрос.

Вам приходилось отказываться от участия в турнире, если вы уже были в нем заявлены?

-Единственная причина – травмы. Приходилось и сниматься с турнира, было и такое, что не могла матч доиграть до конца. В прошлом году подвернула ногу и с корта меня отвезли сразу в больницу.

Ваши ближайшие планы?

-Я никогда не загадываю наперед, но очень хочу попасть на Олимпиаду, которая в этом году состоится в Лондоне. Заработать лицензию мне по силам, для этого в рейтинге нужно быть хотя бы 75-й. А сейчас я на 118 месте.

Уже весь мир объездили?

-Не была только в Южной Америке, туда визу оформить не так просто.

Личное дело:

Акгуль родилась 23.06.1984

У Акгуль есть младший брат – он звукорежиссер.

Рост Акгуль 190 см.

Наивысшая позиция в мировом рейтинге – №50

Свободно владеет английским языком.

Источник–«Тасвир».

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности