18+
28 Марта 22:10
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Чемпионка из Ташкента снова «крутит педали»

Олимпийская чемпионка Зульфия ЗАБИРОВА родом из Ташкента стала спортивным директором шоссейной команды «Русвело», сообщает Start.UZ. Зульфию, четыре года о вас практически ничего не было слышно и вдруг «Русвело».

Олимпийская чемпионка Зульфия ЗАБИРОВА родом из Ташкента стала спортивным директором шоссейной команды «Русвело», сообщает Start.UZ.

Зульфия, четыре года о вас практически ничего не было слышно и вдруг «Русвело». Как вы оказались в команде?

—Предложение поступило от президента Федерации велоспорта России (ФВСР) Игоря Макарова, у которого появилась идея создать новую профессиональную команду.

Проект показался мне очень интересным, потому что объединяет велогонщиков и велогонщиц, шоссейников и трековиков. По сути, «Русвело» является основой сборной страны.

Вы же не объявляли об окончании карьеры?

—После Олимпиады-2008 я и не думала уходить из спорта. Но в 2009-м родила дочь, хотя и тогда я еще планировала вернуться. Но на тот момент я просто не понимала, насколько рождение ребенка изменит мою жизнь.

Когда меня спрашивают о дочке, то я говорю, что Анжелина – оборотная сторона моей золотой олимпийской медали. Даже не так. Ребенок для меня – важнее и дороже, чем медаль.

Мы с мужем сразу решили, что будем учить девочку русскому языку, чтобы говорила без акцента. В Лугано у меня много русских подруг, чьи дети общаются на итальянском или на ломаном русском. Мы так не хотим. У нас и мультики, и книги, и общение только на родном языке. Ведь, в конце концов, мы с Анжелиной – гражданки России.

Вы сказали, что дочь быстро освоила велосипед, а я вспоминаю ваш рассказ о том, как вы учились ездить.

—Ой, это было так давно. Мы жили в Ташкенте. Родители зарабатывали немного, так что о покупке детского велосипеда речи не шло. Мальчишки во дворе гоняли на «Уралах», и я, конечно, от них не хотела отставать.

Но то были такие махины, что если прислонить велосипед к забору, сесть на седло, то ноги до педалей не доставали. Тогда я приспособилась просовывать ногу под раму, и так, «стояком», перемещалась.

Ездить научилась быстро. Случай помог. В первый же день, когда я осваивала тяжелый «Урал», познакомилась с девочкой. Она промчалась мимо меня на «Орленке».

Притормозила. Назвалась Юлей и с ходу предложила прокатиться до… кладбища. Ехать туда надо было километра два, но я упертая по жизни, родилась в год быка, потому и согласилась, не раздумывая.

Не помню, как добралась. На въезде на кладбище был шлагбаум. Юля крикнула: «Пригнись». Я пригнулась, но не сообразила, что мой велосипед выше перекладины. В общем, врезалась, упала.

Интересно, что в тот момент я не думала о боли, синяках, ушибах, о том, что за погнутую раму меня станут ругать. Все это меня не волновало, потому что появилось огромное желание научиться гонять на велосипеде. Вскоре мы с Юлей записались в спортивную секцию.

Много ли там было девочек?

— Девчонок туда вообще не брали. Мы долго уговаривала тренера. В итоге в списке значились 62 фамилии: 60 пацанов и мы. Десять «великов» на всех. Правда, через год нам выдали свои. Точнее, это были не велосипеды, а две кучи железа и колеса. Спасибо мальчишки помогли собрать.

Каждый день от дома до спортивной школы я ездила через весь город по 15 километров. С тренировок возвращалась в десять вечера. Валилась с ног. До учебников руки не доходили. И тогда я решила пожертвовать учебой.

Правда, долго проделывать этот трюк не удалось. Пришла пионервожатая, поинтересовалась, почему я не в школе? Тогда мой тренер Сергей Яковенко поставил вопрос ребром: хочешь заниматься спортом, учись. Я это четко усвоила: окончила школу, потом институт физкультуры.

Причиной переезда из Ташкента в Ростов-на-Дону стал распад Советского Союза. К тому времени я уже выиграла первенство СССР среди юниоров, ездила на соревнования. Правда, переход из юношеского во взрослый спорт оказался для меня непростым. Со своими результатами, я – лучшая юниорка, во взрослой команде не попадала даже в полуфиналы.

Расстраивалась. В какой-то момент даже руки опустила, хотела все бросить. Наверное, поставила бы точку, если бы не услышала по радио новость о чемпионате мира по велоспорту. Диктор перечислял фамилии знакомых велогонщиц, и меня это так разозлило. Девчонки, которые были слабее, побеждают, а я тут страдаю.

Уговорила тренера поехать за свой счет на сбор в Ростов-на-Дону. Через несколько месяцев моя фамилия фигурировала в тройке сильнейших велогонщиц страны. А потом Яковенко сказал, что возвращается в Ташкент, к семье. Я поняла его, такие были тяжкие времена. Но надо было двигаться дальше.

Осталась я одна. В незнакомом городе. Без дома, без денег. Не представляю, как бы все сложилось, если не встреча с Владимиром Ревой. Новый тренер устроил меня в «Динамо». До Олимпиады-96 оставался год.

Рева убедил, что, если я буду готовиться, как надо, то стану олимпийской чемпионкой. Я сразу поверила ему. И на самом деле выиграла в Атланте.

Что можете сказать о предстоящей Олимпиаде?

—Я могу рассуждать о женском шоссе, потому что это моя основная работа. На олимпийской трассе в Лондоне, нашим девочкам реально побороться за медали. Сейчас на три места в команде, претендует несколько гонщиц. Три спортсменки поедут групповую гонку, две из них будут стартовать еще в индивидуальной.

Для групповой гонки, как мне кажется, надо подобрать такой состав, где бы у спортсменок были разные, четко определенные роли. Если поставить тех, у кого совпадают амплуа, как нередко случалось у нас с Ольгой Слюсаревой, то девочки станут разбираться между собой, не обращая внимания на соперниц, чем те не преминут воспользоваться.

Специалист широкого профиля

Зульфия Забирова стала первой женщиной — спортивным директором профессиональной команды «Русвело». До этого в истории советского и российского велоспорта представительницы слабого пола никогда не занимали столь высокие должности.

В велоспорте женщина — спортивный директор большая редкость, ведь это не только тренер, который готовит спортсменов, но и «дирижер», следующий в «техничке» за пелотоном во время гонок.

От этого специалиста требуется быстро анализировать происходящее на шоссе, вовремя дать нужный совет, навык оказать необходимую помощь, поменять колесо, исправить поломку вместе с механиком.

Источник – Московский комсомолец

24 марта 2012 года

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности