18+
20 Апреля 06:08
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Загадки Корана Османа

Семь с половиной десятилетий тому назад некая пожилая дама явилась в Ленинградский институт востоковедения и предложила его руководству приобрести у нее древнюю арабскую рукопись.

Семь с половиной десятилетий тому назад некая пожилая дама явилась в Ленинградский институт востоковедения и предложила его руководству приобрести у нее  древнюю  арабскую рукопись.

Женщина эта  вела себя очень нервозно: не желая назвать ни  своего   имени, ни домашнего адреса, не торгуясь о цене, она, получив деньги, поспешно удалилась.

Обнаруженные на приобретенных листах инициалы на французском языке «I.N.» позволили тогда экспертам установить, что рукопись принадлежала некоему Иринею Нофалю, российскому генералу и дипломату, ливанцу по происхождению. Только потом  стало известно, что  принесшая ее дама  была внучкой этого  царского генерала.

Этим и объяснялось ее странное поведение и нежелание отвечать на вопросы: женщине приходилось скрывать  свою дворянскую родословную, ибо в тот пиковый, 1937-й, год сталинских чисток этот факт мог бы иметь для нее весьма печальные последствия.

Изучив новое поступление, ученые определили его как одну из древних копий Корана и поместили на хранение под соответствующим номером. Этому манускрипту суждено было десятки лет пролежать в хранилище Российской АН в Санкт-Петербурге, пока специалисты  сумели оценить его  подлинную значимость. 

Оказалось, что список петербургского экземпляра  Корана куда более древний, чем полагали раньше. Это стало настоящей сенсацией.

Ученые предположили, что манускрипт был переписан в период так называемого устно-письменного бытования Корана. И по ряду признаков его можно было связать с традицией, существовавшей в западных районах Аравии и Сирии. Поэтому было высказано предположение, что  Иреней Нофаль привез ее в Россию из Ливана, исторически тесно связанного с Сирией.

Желая привлечь к этой реликвии интерес специалистов, в 1998 году один из петербургских ученых опубликовал  результаты своих догадок в сети Интернета.  Познакомившись с ними, французский  коллега-исламовед сообщил россиянину, что, по его сведениям, в  горном кишлаке Катта Лангар, расположенном  в 100   километрах к югу от Самарканда, находятся еще 12 листов, идентичных этому петербургскому фолианту.

А вскоре еще один подобный лист обнаружился в собрании Ташкентского института востоковедения, затем еще два – в одной из библиотек Бухары. Все это подтолкнуло к предположению, что в Петербург древняя рукопись  Корана попала не из Ливана, а, скорее всего, из Средней Азии.

В декабре 1999 года при содействии французских и узбекских коллег неутомимый исследователь из северной столицы России отправился в Самарканд.  Добираться до кишлака Катта Лангар им пришлось на вездеходе, так как зимняя дорога в горы была весьма трудной.

Зато увиденное превзошло все ожидания: в небольшом мавзолее местного кладбища эта реликвия,  как  оказалось, хранилась с XV века! Здесь ученые просто окунулись в мир легенд: кишлачные жители,  говорившие на одном из арабских диалектов, утверждали, что их далекие предки были переселены сюда из Сирии Амиром Тимуром.

По-видимому, тогда же с ними перекочевала в Мавераннахр и эта рукопись, хранить которую доверили местному суфийскому шейху. Окрестное население на протяжении  пяти веков почитало именно эту рукопись как подлинный Коран Османа.

Очевидцы уверяли, что еще в 1941 году эта рукопись содержала в себе 143 листа,  а к 1983 году их осталось лишь 63. Позднее же, когда   было принято специальное постановление ЦК Компартии Узбекистана о борьбе с религиозными пережитками, рукопись была конфискована и вообще исчезла из поля зрения.

Однако десять лет спустя, вняв настоятельным требованиям верующих, власти   вернули святыню в Катта Лангар. Но возвращенная рукопись значительно «похудела» – от нее осталось  лишь 12 листов…

Известно, что в разных частях исламского мира хранятся четыре списка Корана, которые почитаются мусульманами не менее, чем знаменитая Туринская Плащаница у христиан.

На каждом из них  видны следы крови, и верующие полагают, что они принадлежат убитому в 656 году халифу Осману, третьему правителю мусульманской общины после пророка Мухаммеда. Согласно мусульманской традиции, по велению этого халифа группа сподвижников пророка составила список Корана, ставший позднее каноническим.

Копии со списка, получившего название «Османовой редакции» или Корана Османа, были разосланы по основным краям, завоеванным арабскими армиями, а прежние разрозненные записи сожгли, дабы избежать разночтений.

Собранные сведения о рукописи  кишлака Катта Лангар позволили установить, что ее отдельные листы в XIX веке были куплены верховным судьей и сыном последнего бухарского эмира (именно эти листы хранятся сейчас в Институте востоковедения Ташкента и в библиотеке Бухары).

Предполагают, что рукопись, находящаяся ныне в Санкт-Петербурге, когда-то была частью святыни,  хранившейся в мавзолее Катта Лангара.  И пока  неизвестно,  как именно она досталась российскому дипломату  Иренею Нофалю…

Исследования рукописи продолжаются и, вполне возможно, что список Корана, хранящийся в Санкт-Петербурге, можно будет отнести к числу наиболее древних из тех, что почитаются сейчас как Коран Османа.

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности