18+
24 Октября 16:51
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Архитектор из Самарканда возведет русский храм в Париже

Во Франции были подведены итоги международного конкурса на строительство российского религиозно-культурного центра в Париже. Победителем был признан проект, представленный Обществом архитекторов под руководством Мануэля Нуньеса-Яновского (Франция) и московским архитектурным бюро «Арх групп». Небезынтересно, что автор этого проекта родом из Узбекистана, детство и юность которого прошли в Самарканде. Будущий православный храм будет возведен по соседству с Эйфелевой башней. Суть своего проекта Мануэль Нуньес-Яновский видит в том, что задуманный им пятиглавый храм в Париже будет соответствовать рублевским канонам. По признанию архитектора, русский православный храм для него всегда был неким прообразом целого города.

Во Франции были подведены итоги международного  конкурса на строительство российского религиозно-культурного центра в Париже.

Победителем был признан проект, представленный Обществом архитекторов под руководством Мануэля Нуньеса-Яновского (Франция) и московским архитектурным бюро «Арх групп».

Небезынтересно, что автор этого проекта родом  из Узбекистана, детство и юность которого прошли в Самарканде.  Будущий православный храм будет возведен по соседству с Эйфелевой башней

Мануэль Нуньес-Яновский 

Суть своего проекта Мануэль Нуньес-Яновский  видит в том, что задуманный им пятиглавый храм в Париже будет соответствовать рублевским канонам. По признанию архитектора, русский православный храм для него всегда был неким прообразом целого города.

Вокруг построенного здания будет создан церковный сад. Сам же собор посвящен Троице, а у православных есть такое понятие, как «троицкая зелень».

В этом романтическом саду  посадят березы и рябины, вербы, клены и липы. Сад начнется перед храмом, а потом поднимется вверх по террасам административных зданий религиозно-культурного центра. 

Собор будет белокаменным.  Хотя такой камень можно найти и во Франции, Мануэль предложил привезти его из России. Это, с его точки зрения, особенно важно. В России же отольют и колокола. Это оттого, что французы давно утратили эту технологию. Стеклянный покров накроет все сооружение, включая собор.

Эту идея  Нуньес-Яновский позаимствовал от покрова Божьей Матери, который играет важную роль в православии. Парижский покров будет находиться как бы в подвешенном состоянии над храмом и садом. Стекло будет самоомывающимся — по всей  его поверхности пойдет тончайшая пленка воды. А на фасаде здания разместятся солнечные батареи для подогрева воды зимой.

Не будучи православным христианином, Нуньес-Яновский считает себя атеистом-мистиком. Но в плане культуры он  гораздо ближе к православию, чем к католицизму, хотя большая часть его жизни прошла в Испании и  Франции.

К тому же в  команде архитектора есть люди православные — например, молодой одессит Андрей Мороз, сын священника.

Начало строительства храма намечено на ближайшие месяцы, а  сейчас коллектив занимается проектированием. Пока  сделан лишь эскиз. Самое трудное для Мануэля — получить одобрение всех французских инстанций, ибо собор планируется возвести в исторической зоне.  Подковерная борьба, по его мнению, еще не закончилась.

Парижский мэр Бертран Деланоэ открыто объявил, что ему этот проект не нравится. Он отдает предпочтение проекту французского архитектора Фредерика Бореля. Но среди союзников самаркандца мадам Рашида Дати, мэр 7-го парижского района, где возводится этот религиозно-культурный центр. Наконец, стоит напомнить, что проект уже одобрили президенты Франции и России — Саркози и Медведев…

Мануэль Нуньес-Яновский появился на свет в 1942 году в Самарканде,   где его родители жили в колонии испанских республиканцев. Мальчика воспитали испанцем, хотя  его русская мама Дина заставляла малыша читать «Дон Кихота» на языке Пушкина и Толстого. Отец Мануэля в годы гражданской войны в Испании был морским офицером-артиллеристом.

В 1939 году три военных корабля республиканской эскадры ушли из Испании в Одессу. Два года спустя испанцы создали здесь добровольную бригаду, и их послали на фронт уже в составе Красной Армии. В живых от бригады осталось человек 15-20.

Отец с фронта вернулся уже в Самарканд, где  и родился будущий архитектор. В 1949-м родителя его посадили, и он провел долгих  шесть лет в лагере в Воркуте. В 1957-м семья уехала в Испанию. Из страны, победившей Гитлера и строившей социализм, мальчик Мануэль попал в фашистское государство.

И тогда он принялся мечтать об Одессе, где некогда собирался заняться театральной деятельностью с Володей Пахомовым, сыном одесского мэра. И хотя юный испанец был тогда сыном «врага народа», мальчики очень дружили (народный артист России и четырежды лауреат Государственной премии Владимир Пахомов до своей кончины в 2007 году более трех десятилетий возглавлял Липецкий драматический театр).

В возрасте  18 лет Мануэль покинул Барселону, пешком перешел Пиренеи, автостопом добрался до Парижа и пришел в советское консульство. Рядом с этим  зданием на автобусной остановке в одном углу спал французский клошар,  в другом примостился беглый испанец Нуньес. Сотрудники  консульства подкармливали их, давали читать газеты.

В конце  концов  Мануэля  пригласил консул и сказал ему: «По нашим законам вы советский человек, мы должны вас репатриировать. Но сейчас ситуация во Франции очень сложная из-за событий в Алжире».

Позже удалось выяснить, что к его  дедушке в Одессе пришли парни из КГБ и объявили, что  внук находится во Франции и хочет вернуться. Бабушка наотрез отказалась его принять. Она боялась, что за Мануэлем вернется его мама и семья развалится. В итоге в испанском консульстве Парижа парню выдали какую-то бумажку с фотографией, посадили на поезд, а на границе арестовали и отправили на пару месяцев в тюрьму. 

«Прямо у выхода из тюрьмы, —  рассказывает Нуньес-Яновский  — я познакомился с Рикардо Бофилем, с которым мы, оказывается, вместе сидели. Вскоре Рикардо организовал архитектурную   группу, и мы занялись архитектурой.

Десять лет спустя мы с ним отправились в Париж — нас пригласили создавать проекты для парижских пригородов. И проработали в Париже почти 17 лет. Я противник спешки.

У меня, как у Вуди Аллена, один проект в год. Обычно я горжусь своей последней работой. И в данном случае — русским собором».

Из архитекторов прошлого Мануэль особенно ценит русского гения  Константина Мельникова. И вообще, по его мнению, русское зодчество 1920-х годов продолжает подпитывать мировую архитектуру идеями конструктивизма и супрематизма.   Современная архитектура Москвы примитивна: ее просто нет, как нет ее и в западных столицах.

Есть архитекторы, но нет архитектуры. Есть очень интересные идеи, но одним зданием лицо города не определишь. Нужна хартия русской архитектуры.

Вспоминая бывшего мэра российской столицы, Мануэль Нуньес-Яновский утверждает, что, кроме МКАД,  Лужков ничего стоящего для Москвы не сделал. Взять хотя бы этот страшный Сити. Москва неприятна своими стекляшками, которые делают ее неузнаваемой — подобные сооружения есть во всех городах. Это американцы навязали типологию своих небоскребов всему миру.

А  надо хотя бы сделать так, полагает архитектор, чтобы Москва перестала быть проездным двором. Он надеется, что русские рано или поздно переживут нынешний культ автомобиля и поймут плюсы общественного транспорта.

Нуньес с удовольствием вспоминает Одессу, которая по-прежнему сохраняет провинциальный курортный шарм. К сожалению, городской порт потерял свое значение.

Мануэль считает, что Одесса, как Ницца, должна спуститься к воде… В любом случае, независимо от нынешних границ, Одесса продолжает оставаться русским городом. Надо создать там свободную экономическую зону. Тогда только Одесса расцветет.

Сам же Мануэль Нуньес-Яновский готов внести свой вклад в дальнейшее развитие этого города и потому будет участвовать в проекте создания одесского театра на базе нынешнего ТЮЗа.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности