18+
28 Марта 16:22
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

СНГ: интеграция или каждый сам по себе?

20 марта 2012 года Государственная Дума РФ ратифицировала договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Предполагалось, что одновременно это сделает и парламент Украины – Верховная Рада.

20 марта 2012 года Государственная Дума РФ ратифицировала договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Предполагалось, что одновременно это сделает и парламент Украины – Верховная Рада.

Так что Российская Федерация оказалась первым и единственным государством, завершившим ратификацию договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ, подписанного 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран Содружества. Как известно, тогда к ЗСТ СНГ отказались присоединиться Узбекистан, Азербайджан и Туркмения, считалось что эти страны присоединятся к договору до конца 2011 года.

В момент подписания договора о создании ЗСТ в СНГ эксперты сходились в том, что основная цель создания ЗСТ для России – в той или иной мере подключить Украину к интеграционным процессам на постсоветском пространстве после отказа Киева присоединиться к Таможенному союзу ЕврАзЭс.

Казалось, что и Украина была заинтересована в подписании данного договора, тем более что украинский премьер Николай Азаров был одним из авторов концепции ЗСТ в Содружестве. Ради участия Киева в этом договоре Москва пошла на весьма значительные уступки: на российский рынок практически без ограничений была допущена продукция украинской металлургии (в первую очередь трубы), cельхозпродукция (кроме спирта и алкогольных напитков), продукция украинского машиностроения, включая автомобили сборки ЗАЗ – прямого конкурента ВАЗа на российском рынке.

Однако Киев выбрал тактику «ни мира, ни войны» – формально не отказываясь от подписанного соглашения, украинская сторона стала всячески затягивать его ратификацию.

Первоначально первые лица Украины заявляли, что договор будет ратифицирован до конца 2011 года, потом срок ратификации был перенесен на конец февраля 2012 года (российская Госдума была готова синхронно ратифицировать в указанный срок).

Однако в намеченный срок ратификация не состоялась, более того – председатель фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов заявил, что «мы с уважением относимся к нашим коллегам из Российской Федерации, тем более к новоизбранному президенту. Но я подчеркиваю: пока мы не посмотрим этот документ, говорить о какой-то ратификации невозможно. Потому что мы не видели текста этого документа». Ефремов отказался назвать точную дату ратификации договора.

В то же время правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Россией, государствами-участниками СНГ, Евразийского экономического сотрудничества и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян заявил, что «для нас этот договор выгоден с экономической точки зрения, с торговой, и надо его ратифицировать и начинать работать».

В.Мунтиян отметил, что товарооборот Украины со странами СНГ составляет 42%. В частности, в 2011 году он составил 70,76 млрд долл., из которых 65 млрд – со странами Таможенного союза и 55,5 млрд – с Российской Федерацией.

Как сообщил чиновник, Минэкономразвития Украины сделало математически-экономическое обоснование документа и получило оценки, которые показывают эффект от введения соглашения. Так, внешнеторговый оборот со странами-участницами увеличится на 35%, ВВП – 2,5%, доходная часть государственного бюджета – 9,4 млрд грн (около 1, 17 млрд долларов).

С чем же связана столь непоcледовательная, а моментами и противоречивая позиция Киева? Украинские власти не могут не понимать, что в сложившейся ситуации ЗСТ в СНГ выгодна прежде всего Украине. Есть два объяснения такого поведения Киева.

По первой версии, озвученной газетой «Коммерсант-Украина», речь идет о Дополнении 6 к договору, отсутствовавшем в парафированной версии. В нем предусмотрены санкции для тех участников ЗСТ, которые введут режим свободной торговли с третьими странами или объединениями и тем самым изменят структуру своего импорта.

Украинские власти считают, что данным Дополнением Москва хочет повлиять на ход переговоров между Киевом и Брюсселем о договоре об ассоциации. Однако возражения Киева против данного пункта показывают, что украинские власти не отказались от идеи создать некий реэкспортный канал для товаров из ЕС, пользуясь теми преференциями, которые дает членство в ЗСТ СНГ.

Источник «Коммерсанта-Украины» в Секретариате президента Украины, информированный о позиции президента Виктора Януковича, заявил, что новые нормы договора оказались неприятной неожиданностью для Украины: «Азаров подписывал договор под свою ответственность, при этом он вышел за пределы директив».

Украинские эксперты отмечают, что в перечне дополнительных экспортных пошлин, предусмотренных договором, нет товаров, стоимость которых критически важна для Украины. Наибольшая пошлина – в 30% – применяется к титановому лому, однако Украина производит титан из собственной руды.

Сжиженный газ, облагаемый пошлиной в размере 40 евро за тонну, на сегодня поставляется в Украину в небольших объемах. Есть и другая причина, по которой Киев затягивает и даже фактически срывает ратификацию договора – желание добиться от России новых уступок в вопросе цены на углеводороды и свободного транзита через ГТС России нефти и газа из Центральной Азии».

Так, Украина хочет вернуться к нормам соглашения о создании Зоны свободной торговли в СНГ от 1994 года, которое предусматривало отмену вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. В нынешнем договоре вопрос отмены вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты отнесен на неопределенный срок.

Премьер-министр Украины Николай Азаров не раз обещал приложить все усилия для скорейшей ратификации соглашения о ЗСТ с СНГ. Однако документ еще даже не поступил в Верховную Раду и вопрос его ратификации не внесен в повестку ближайших заседаний Рады.

Похожая ситуация сложилась и с ратификацией договора в Молдавии.

Кишинев, как и Киев, пытается добиться подписания соглашения об ассоциации с Брюсселем и также не хочет отказываться от возможности реэкспорта европейских товаров на территорию Содружества, прежде всего, в Россию. Чтобы добиться запрета на реэкспорт в рамках ЗСТ СНГ, Кишинев направил текст договора в комиссию ВТО, выводом которой власти Молдавии намерены руководствоваться в дальнейшем при ратификации договора.

Крайне противоречивой остается и позиция Узбекистана. Как известно, именно Ташкент заблокировал подписание соглашения о создании ЗСТ в Содружестве весной 2011 года и отказался подписывать договор в октябре 2011 года. В то же время Узбекистан боится потерять те преференции в торговле с Россией, которые он имеет сейчас.

В первую очередь это касается льготного ввоза в Россию сельхозпродукции и продукции «УзДэу», которая, как и продукция украинского АвтоЗАЗа составляет прямую конкуренцию продукции российскому ВАЗу.. Руководство ВАЗа многократно просило свои, российские власти ввести защитные меры против продукции узбекского автопрома.

В середине марта 2012 года президент Узбекистана Каримов заявил о возможности присоединения к договору о создании ЗСТ в Содружестве. «Просмотрено в узком составе и принято решение поддержать намерение Узбекистана стать участником договора о зоне свободной торговли и вынести этот вопрос на очередное заседание совета глав правительств», – заявил тогда председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев на 53 заседании Экономического совета в Москве 20 марта 2012 года.

Однако, зная особенности узбекской политики на постсоветском пространстве, можно усомниться, что в мае Узбекистан в полной мере присоединится к договору.

Ситуация может быть схожа с членством Ташкента в ЕврАзЭС – формально не выходя из состава организации, Узбекистан заморозил свое членство и игнорирует все решения экономического сообщества.

 Азербайджан и Туркмения вообще не высказываются о проблематике ЗСТ в СНГ. В связи со всем вышеизложенным возникает вопрос: зачем Россия старается продвигать идею Зоны свободной торговли столь активно, часто в ущерб собственным интересам? Не постигнет ли с таким подходом проект ЗСТ судьба подавляющего большинства проектов в рамках Содружества?

Как представляется, сейчас России стоит отказаться от иллюзорных проектов «интеграции» и резко активизировать свои усилия в рамках уже действующего ЕЭП и формируемого Евразийского экономического союза.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности