18+
19 Апреля 20:31
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

У нее начинали первые художники Узбекистана

В нынешнем году в республике будет широко отмечаться 110- летие со дня рождения Зинаиды Михайловны Ковалевской, заслуженного деятеля искусств, народного художника Узбекистана, члена Союза художников СССР.

В нынешнем году в республике будет широко отмечаться 110- летие  со дня рождения Зинаиды Михайловны Ковалевской, заслуженного деятеля искусств, народного художника Узбекистана, члена Союза художников СССР.

Родилась она в провинциальном городе  Вольске, под Саратовом,  в интеллигентной семье. Ее отец, потомок польского революционера, высланного в  Татарию, живо интересовался искусством и этнографией. Работая в школах Казани, он читал  лекции по  теории и истории искусства.

Дом Ковалевских посещали известные люди – художник П. П. Беньков,  исследователь искусства профессор Б. П. Денике, искусствовед П. Е. Корнилов, историк-библиограф П. М. Дульский и другие.  Все эти люди были связаны со Средней Азии, неоднократно бывали там, изучали ее историю, искусство и этнографию.

В 1927 году Зинаида  Ковалевская окончила Казанское художественное училище, где ее учителями были Н. И. Фешин и П. П. Беньков, который  затем   руководил ростом ее профессионального мастерства до конца своей жизни.

Дипломная работа Ковалевской «Мыловаренный завод» была приобретена Государственным музеем Татарской АССР.  Начиная с 1926 года,  художница выезжает в творческие командировки, посещая различные регионы  Татарии,  Урала и Сибири.

И хотя ее картины („Детский сад», „Плавка золота», „Татарка-прачка», „Пионерка») того периода профессионально были еще не совершенны, но они убедительно свидетельствовали об активном интересе художницы к жизни. Эти картины не только экспонировались на выставках АХРР в Казани и Москве, но и были приобретены Государственным музеем Татарской АССР.

Наслышанная еще с детства о красотах Средней Азии, Зинаида Ковалевская летом 1930 года, по протекции П.П.Бенькова, была приглашена в Самарканд на работу в качестве художника кафедры этнографии Узбекского государственного научно-исследовательского института (УзГНИИ). Выезжая по командировкам в районы области, Ковалевская изучала узбекский народный орнамент, выполняла эскизы вышивок. Из поездок она привозит много акварельных набросков, зарисовок женщин и детей.                                                                                                        

Труд ремесленников старого города подсказывает ей сюжет картины «Кустарь» (1932). Картина изображает ушедшее в прошлое примитивное кустарное производство и тяжелый труд ремесленника, вручную разматывающего коконы.

В годы Великой Отечественной войны Ковалевская вместе со всеми художниками служила общему делу победы над врагом. В то время ею были созданы значительные произведения –   «Юные значкисты» и  «Возвращайся с победой».

Патриотизм и гуманность узбекского народа художница отобразила в картине «В новой семье», показав заботу об эвакуированных детях. Последние две картины были экспонированы на Всесоюзной передвижной выставке „Отечественная война» в Москве, (декабрь1942 г.).

Художница пишет картины, подсказанные самой жизнью. Так родилась картина «Дети в гостях у раненых» (1943).  За годы  войны живописный язык Ковалевской стал значительно богаче. Расширилась тематика ее произведений.

В 1943 году она с успехом защитила экстерном дипломную работу художника на живописном факультете Ленинградского художественного института им. И. Е.  Репина.

Многогранно и плодотворно развивалось творчество Ковалевской и в послевоенные годы.

Искусству узбекских вышивальщиц Ковалевская посвящает одно из лучших послевоенных полотен «Мастера народного творчества» (1947).Прообразами для него послужили давно знакомые и любимые ею вышивальщицы из артели «Труд женщин».  

Руины соборной мечети Биби-ханым, замыкающие композицию картину, как бы подчеркивают преемственность современного декоративно-бытового искусства с художественными традициями прошлого.

В этой картине художница преодолела этюдную незавершенность, часто встречавшуюся в ее прежних работах. Картина «Мастера народного творчества» в 1948 г. она экспонировалась на выставке в Париже.Важную сторону живописного дарования 3.М.Ковалевской, составляет портрет. Об этом свидетельствуют  выполненные  ею портреты  художников П. П. Бенькова и М. В.Теплова.                                                                                           

Особо следует сказать  о ее натюрмортах, ибо  это сама жизнь, природа. Иногда натюрморт и пейзаж в ее картинах неразрывно  слиты. Таков, например, ее натюрморт   с фруктами у окна.

Художники Самарканда, а вместе с ними и Ковалевская, часто посещали Ургут – самое живописное место в области. Результатом этих поездок явились великолепные пейзажи   и жанровые  картины Творческой жизни 3. М. Ковалевской сопутствовала и ее педагогическая  деятельность. С 1932 по1949 год Ковалевская преподавала живопись в Самаркандском художественном училище.

Можно утверждать, что первые узбекские художники-живописцы – это ученики П. П. Бенькова и 3. М. Ковалевской.   А непосредственными ее учениками  являются народные художники Узбекистана Абдуллаев.А.А,  и Абдуллаев.Л.А.

В 1953 году в Ташкенте в связи с 50-летием со дня рождения и 25-летием творческой деятельности Ковалевской состоялась ее персональная выставка.

В последующие годы она неоднократно принимала участие в различных выставках за пределами Узбекистана. Многие картины ее украшают залы различных музеев Европы и частные коллекции….

Зинаида Михайловна Ковалевская скончалась в Самарканде в 1979 году и была похоронена на здешнем кладбище.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности