В нынешнем году в республике будет широко отмечаться 110- летие со дня рождения Зинаиды Михайловны Ковалевской, заслуженного деятеля искусств, народного художника Узбекистана, члена Союза художников СССР.
В нынешнем году в республике будет широко отмечаться 110- летие со дня рождения Зинаиды Михайловны Ковалевской, заслуженного деятеля искусств, народного художника Узбекистана, члена Союза художников СССР.
Родилась она в провинциальном городе Вольске, под Саратовом, в интеллигентной семье. Ее отец, потомок польского революционера, высланного в Татарию, живо интересовался искусством и этнографией. Работая в школах Казани, он читал лекции по теории и истории искусства.
Дом Ковалевских посещали известные люди – художник П. П. Беньков, исследователь искусства профессор Б. П. Денике, искусствовед П. Е. Корнилов, историк-библиограф П. М. Дульский и другие. Все эти люди были связаны со Средней Азии, неоднократно бывали там, изучали ее историю, искусство и этнографию.
В 1927 году Зинаида Ковалевская окончила Казанское художественное училище, где ее учителями были Н. И. Фешин и П. П. Беньков, который затем руководил ростом ее профессионального мастерства до конца своей жизни.
Дипломная работа Ковалевской «Мыловаренный завод» была приобретена Государственным музеем Татарской АССР. Начиная с 1926 года, художница выезжает в творческие командировки, посещая различные регионы Татарии, Урала и Сибири.
И хотя ее картины („Детский сад», „Плавка золота», „Татарка-прачка», „Пионерка») того периода профессионально были еще не совершенны, но они убедительно свидетельствовали об активном интересе художницы к жизни. Эти картины не только экспонировались на выставках АХРР в Казани и Москве, но и были приобретены Государственным музеем Татарской АССР.
Наслышанная еще с детства о красотах Средней Азии, Зинаида Ковалевская летом 1930 года, по протекции П.П.Бенькова, была приглашена в Самарканд на работу в качестве художника кафедры этнографии Узбекского государственного научно-исследовательского института (УзГНИИ). Выезжая по командировкам в районы области, Ковалевская изучала узбекский народный орнамент, выполняла эскизы вышивок. Из поездок она привозит много акварельных набросков, зарисовок женщин и детей.
Труд ремесленников старого города подсказывает ей сюжет картины «Кустарь» (1932). Картина изображает ушедшее в прошлое примитивное кустарное производство и тяжелый труд ремесленника, вручную разматывающего коконы.
В годы Великой Отечественной войны Ковалевская вместе со всеми художниками служила общему делу победы над врагом. В то время ею были созданы значительные произведения – «Юные значкисты» и «Возвращайся с победой».
Патриотизм и гуманность узбекского народа художница отобразила в картине «В новой семье», показав заботу об эвакуированных детях. Последние две картины были экспонированы на Всесоюзной передвижной выставке „Отечественная война» в Москве, (декабрь1942 г.).
Художница пишет картины, подсказанные самой жизнью. Так родилась картина «Дети в гостях у раненых» (1943). За годы войны живописный язык Ковалевской стал значительно богаче. Расширилась тематика ее произведений.
В 1943 году она с успехом защитила экстерном дипломную работу художника на живописном факультете Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина.
Многогранно и плодотворно развивалось творчество Ковалевской и в послевоенные годы.
Искусству узбекских вышивальщиц Ковалевская посвящает одно из лучших послевоенных полотен «Мастера народного творчества» (1947).Прообразами для него послужили давно знакомые и любимые ею вышивальщицы из артели «Труд женщин».
Руины соборной мечети Биби-ханым, замыкающие композицию картину, как бы подчеркивают преемственность современного декоративно-бытового искусства с художественными традициями прошлого.
В этой картине художница преодолела этюдную незавершенность, часто встречавшуюся в ее прежних работах. Картина «Мастера народного творчества» в 1948 г. она экспонировалась на выставке в Париже.Важную сторону живописного дарования 3.М.Ковалевской, составляет портрет. Об этом свидетельствуют выполненные ею портреты художников П. П. Бенькова и М. В.Теплова.
Особо следует сказать о ее натюрмортах, ибо это сама жизнь, природа. Иногда натюрморт и пейзаж в ее картинах неразрывно слиты. Таков, например, ее натюрморт с фруктами у окна.
Художники Самарканда, а вместе с ними и Ковалевская, часто посещали Ургут – самое живописное место в области. Результатом этих поездок явились великолепные пейзажи и жанровые картины Творческой жизни 3. М. Ковалевской сопутствовала и ее педагогическая деятельность. С 1932 по1949 год Ковалевская преподавала живопись в Самаркандском художественном училище.
Можно утверждать, что первые узбекские художники-живописцы – это ученики П. П. Бенькова и 3. М. Ковалевской. А непосредственными ее учениками являются народные художники Узбекистана Абдуллаев.А.А, и Абдуллаев.Л.А.
В 1953 году в Ташкенте в связи с 50-летием со дня рождения и 25-летием творческой деятельности Ковалевской состоялась ее персональная выставка.
В последующие годы она неоднократно принимала участие в различных выставках за пределами Узбекистана. Многие картины ее украшают залы различных музеев Европы и частные коллекции….
Зинаида Михайловна Ковалевская скончалась в Самарканде в 1979 году и была похоронена на здешнем кладбище.