18+
19 Апреля 08:14
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Кем знаменита улица Шелковичная?

Сто сорок лет тому назад, в 1872 году, в Ташкенте была основана школа шелководства. Заботясь о развитии экономики края и испытывая нужду в квалифицированных специалистах.

Сто сорок лет тому назад, в 1872 году, в Ташкенте была  основана школа шелководства. Заботясь о развитии экономики края и испытывая нужду в квалифицированных специалистах, генерал К.П.фон Кауфман пригласил из Бухарского эмирата местных евреев, которые  издавна занимались там производством шёлковых тканей  и  их крашением.   

В русском Туркестане им разрешили заниматься не только выделкой тканей, но и торговлей, что строжайше запрещалось в Бухаре. Чтобы поставить ткачество на современную основу и  была открыта  школа шелководства.

Небезынтересно, что школа  эта  возникла  на улице, уже ранее названной новой администрацией,   Шелковичной. В слободах, где люди занимались определённым видом деятельности, по русскому обычаю, улицы назывались в честь профессий основных жителей.  Так получилось  и с Шелковичной.

Однако школа эта просуществовала немногим более 10 лет и за ненадобностью прекратила свое существование в 1883 году: быстрое развитие машинного ткачества в России и экспорт хороших и добротных тканей подорвал экономику  бухарско-еврейской  общины Ташкента.

Директором школы шелководства  при её основании был назначен известный русский путешественник и биолог Василий Фёдорович  Ошанин, специально приглашённый на эту должность из Санкт-Петербурга. До этого он изучал производство шелка в Италии. Став директором школы в Ташкенте, Ошанин  приобрел себе  дом  на этой же улице.

После краха шёлкового  бизнеса в этом квартале Ташкента и ликвидации школы шелководства, он занялся своим любимым делом – путешествиями, вплоть до  назначения  на новую руководящую должность – директора женской гимназии. Вынужденный перерыв перед этим был для Ошанина очень плодотворным: он открыл  и описал один из величайших ледников Тянь-Шаня, который  назвал именем своего друга – ботаника А.П. Федченко.

Ошанин любил  и горы Памира, он  использовал каждую возможность, чтобы попасть туда. Особенно плодотворной было для него  путешествие  в составе так называемой Алайской  военной экспедиции, руководимой генералом Скобелевым. В ней он участвовал в качестве  энтомолога.  

Экспедиция была настолько плодотворной, что в Ташкенте в честь её успешного завершения была названа улица на окраине города, а потом и знаменитый впоследствии базар.  Вряд ли сегодняшним ташкентцам  известно, что Алайский базар столицы был назван в честь горного хребта, разделяющего нынешние Таджикистан и Киргизию, и никакого отношения к Узбекистану не имеющего.

Но во времена Скобелева и его экспедиции эта часть региона управлялась из Ташкента Туркестанским генерал – губернатором, а  экспедиция генерала Скобелева была послана именно по его инициативе…

В середине 1870-х годов на улице Шелковичной поселился ссыльный революционер, первый переводчик на русский язык «Капитала» К.Маркса и его личный  друг,  Герман Лопатин. Именно  Ошанин  дал гарантии администрации Ташкента, что  Г. Лопатин не будет заниматься здесь  политикой. Разрешение  поселиться  в  доме Ошанина на улице Шелковичной  было получено под ответственность  всеми уважаемого исследователя Туркестана.

Никто тогда, естественно, не мог даже предположить, что  улицу Шелковичную вскоре переименуют в улицу  Г. Лопатина, простого ссыльного, для Ташкента  вовсе ничего  не сделавшего. Однако его трехлетнее пребывание на этой улице  послужило достаточным поводом для пришедших к власти большевиков.

Кстати, завершая  разговор   о семье Ошаниных, нельзя не упомянуть и его сына: Лев  Фёдорович Ошанин пошёл по стопам отца и стал организатором кафедры антропологии в Ташкентском университете, которой он и заведовал вплоть до своей смерти в 1962 году, унаследовав  отцовский дом  на Шелковичной.

Современное здание Музея прикладных искусств, расположенное на  Шелковичной, некогда принадлежало богатому купцу, коммерции советнику  Николаю Ивановичу Иванову, построившему недалеко  от своего дома, через канал, пивоваренный завод, впоследствии национализированный и названный  в советское время пивзаводом  № 2.  

Дом купца находился на углу Шелковичной улицы и Шелковичного переулка. Он в свою очередь некогда был известен тем, что в нём жила Дарья  Евсеевна Часовитина, гражданская жена Великого Князя Николая Константиновича Романова.

Именно в этом переулке, в её доме,  и умер князь  в 1918 году, оставив двух сыновей и дочь от этого брака, а также жену без ничего, так как у него было конфисковано всё имущество:  дворец и кинотеатры, земли и  мосты через реки Чирчик и Сырдарью,  приносившие немалый доход. Дворец свой князь завещал рождавшемуся в то время  Университету.  

Иванову  принадлежали также заводы по выпуску минеральной воды, искусственного льда, вина и водки, многочисленные магазины во всех регионах Туркестана, плантации фруктовых садов. Как истинно православный человек  и патриот  города  Николай Иванович очень многое  сделал для Ташкента. 

Он отдал территорию своей дачи для строительства храма и кладбища при нём,  Боткинского кладбища, которое по справедливости должно бы называться  Ивановским. Как почётный гражданин города Ташкента  он был похоронен на этом кладбище рядом с возведенным им храмом…

В годы независимости республики улицу переименовывали еще дважды, сначала в честь  зороастрийского  нового года  – Навруз, а затем  в честь известного музыканта  Юнуса  Раджаби.

 

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности