Самый популярный вопрос на «Киношоке» сегодня, адресованный представителям из бывших союзных республик: сколько у вас в стране Союзов кинематографистов? В Узбекистане – ни одного, как пошутили члены узбекской делегации. Это на фоне того, что в стране снимается по восемьдесят.
Самый популярный вопрос на «Киношоке» сегодня, адресованный представителям из бывших союзных республик: сколько у вас в стране Союзов кинематографистов?
В Узбекистане – ни одного, как пошутили члены узбекской делегации. Это на фоне того, что в стране снимается по восемьдесят фильмов в год (sic!) на частных коммерческих киностудиях (которых в Узбекистане около ста), плюс пятнадцать полнометражных и тридцать документальных еще финансируется государством.
И притом узбекские фильмы в местном прокате почти полностью вытеснили американские. Национальный парадокс комментирует режиссер, сценарист, лауреат премии «Русского мира» Джасур Исхаков:
-Сегодня всеми киношынми делами в респубилке занимается национальное агентство «Узбеккино». По сути, это бывшее Госкино, которое везде было. Но, думаю, в итоге молодежь объединится в Союз кинематографистов, как раньше.
Каждую неделю выходит у нас , в Узбекистане, новый фильм. Феноменальное явление: ребята собирают деньги, зачастую не очень большие, находят спонсоров, либо продают квартиры, и снимают кино.
Камеры доступны, актеры доступны, им иногда платят, иногда нет. Я думаю, из этого количества в итоге родится качество. Потому что среди этих людей, которые снимают абсолютно не зависимое ни от кого кино, создается новый класс продюсеров.
Один с диском сидит в кинотеатре возле проектора, другой считает по головам зрителей, чтобы их не обманули, и так отбивают деньги. То, что при государственном финансировании картины безразлично: деньги истрачены, галочка поставлена, и там уже катай не катай – не столь важно.
А продюсеры частных студий проникают во все уголки республики, добираются и в южный Казахстан, в районы Киргизии, Таджикистана, и там их картины пользуются большим успехом.
Чаще всего это или комедии, или фильмы, не поднимающие никаких социальных проблем, на тему: невеста плохая, жених бедный или, наоборот, богатый. Обязательно снимают знаменитых певцов. То есть пользуются системой звезд. Я был недавно в Ереване, там всего три-четыре частные студии, а в Узбекистане – сто.
Они как грибы рождаются, кто-то умирает, кто-то банкротится, кто-то делает хорошие деньги. Среди режиссеров уже начинается соревнование за зрителя. Но в этом соревновании возникают настоящие продюсеры, которые умеют считать не чужие, а свои деньги и экономно их тратить, выжимая из них все возможное.
И кино не то что окупается – некоторые картины приносят очень хороший доход. И, странная вещь, вот эти фильмы частных киностудий практически полностью вытеснили американское кино с узбекских экранов. У нас в кинотеатрах нет американского кино. Не то чтобы засилья, а вообще нет – не идет народ на американские фильмы просто.
И индийское кино тоже отошло в сторону. Поют, танцуют и плачут на экране наши узбекские актеры. Лучше на своих смотреть. Это интереснее.
Источник – Российская газета