Исполнилось 170 лет со дня рождения Великого князя Николая Романова, чья судьба была тесно связана с Туркестаном.
Сосланный за свои амурные похождения в Ташкент, князь был одним из самых богатых людей края. Его денежное содержание из казны, например, в несколько раз превышало финансирование кадетского училища. Что позволяло ему жить на широкую ногу и заниматься бизнесом.
Князь владел мыловаренным заводом, фотографическими салонами, бильярдными, изготовлял и продавал квас, занимался ирригацией, хлопководством.
Также он был щедрым меценатом, страстным коллекционером картин, скульптур, украшений, ковров, ставшим впоследствии основным фондом государственного музея искусств Узбекистана.
Николай Романов в том числе открыл для ташкентцев и эру синематографа, как тогда выражались. Ему принадлежал первый в Средней Азии зимний кинотеатр «Хива», построенный в 1910 году по проекту известного архитектора Г.М. Сваричевского.
Сам князь принимал участие в хивинском походе и память о той победе ему была дорога.
Внешний облик самого здания, гладко оштукатуренного лессовой глиной без всякой подцветки, напоминал хивинские постройки-кала. Главный угловой вход, с двумя трехчетвертными, округлыми, слегка суживающимися кверху башнями, был стилизован в ханский дворец. Зрительный зал был декорирован карнизом из 1500 клинков казачьих шашек и клинков. На занавесе была изображена сцена парада российских войск – копия с картины Н.Н. Каразина из его знаменитого «Хивинского альбома». В фойе располагались, развлекая зрителей перед «фильмой», клетки с обезьянами и попугаями, а стены украшали восточные пейзажи.
В начале 1917 г. электротеатр, уже известный под названием «Зимняя Хива» (т.к. появилась еще и летняя, она соседствовала с Курантами вплоть до постройки здания МИД), сгорел. На его месте был отстроен кирпичный кинотеатр на средства супруги князя Надежды Александровны. Позднее ему дали название «Молодая гвардия» и он был популярен до самого сноса после землетрясения 1966 года.
Как заправский монополист, Романов уже в 1911 году выкупил несколько земельных участков в старом городе Ташкента и выстроил на них кинотеатры «Модерн», «Шейхантаур», «Эльже» и «Красная мельница».
Не горя желанием заниматься ежедневной рутинной работой — демонстрацией кинофильмов, – князь посчитал выгодным делом сдавать эти кинотеатры в аренду. При этом в условиях договором с арендаторами было оговорено, что Романов обеспечивает их лишь зданиями. Брать же напрокат кинофильмы и приглашать в Ташкент известных артистов для проведения концертов должны были сами арендаторы за свой счет.
Одним из документов той поры является сохранившийся в архиве текст договора, который гласит: «Я, Макс Высокинский, арендовал у Его Императорского Высочества великого князя Николая Константиновича зимнюю «Хиву» на 5 лет со всем ее в данное время имуществом и оборудованием, считая со дня открытия сезона 1911 года на следующих условиях:
1.Улучшить показ фильмов, приглашать известных артистов.
- Ежемесячно вносить в кассу великого князя по 3000 рублей».
Примечательно, что великий князь лично вникал во все финансовые дела и требовал от своих арендаторов не только ежемесячных, но даже каждодневных отчет о выручке, поступавшей в его кассу из кинотеатров. Документальное подтверждение тому дает месячный отчет упомянутого выше арендатора Высокинского по эксплуатации трех кинотеатров – зимнего «Хивы», «Мулен Руж» и
«Шейхантаур» с 11 сентября по 11 октября 1911 года (за 28 рабочих дней). За этот период, как сказано в отчете, в кассу поступило чистой выручки без гербового сбора: от кинотеатра «Хива» — 7097 рублей 92 копейки, от кинотеатра «Мулен Руж» — 711 рублей 56 копеек, от «Шейхантаура» — 294 рубля 92 копейки. Итого – 8104 рубля 40 копеек». Таким образом, нетрудно вычислить, что средняя выручка за день составляла 289 рублей.
Далеко не бедный князь был очень расчетлив: при заключении договоров он всегда учитывал малейшие изменения, связанные с дневной выручкой. В них непременно устанавливалась специальная шкала для определения доли, принадлежавшей Романову.
Так, например, при выручке кассового сбора в 250 рублей великому князю причиталось 100 рублей, при выручке в 300 рублей – 125 рублей, при 350 – 150, при 400 – 175, при 450 – 200 рублей. Остававшиеся после вычета этих денег сумма шла в карман арендатора и выплату жалованья служащим. Понятно, что при расчете львиная доля доставалась арендатору.
Судя по сохранившимся в архиве документам доходы князя ежегодно росли. Если выручка от эксплуатации зимней «Хивы» за период с 1 мая 1912 года по 1 января 1913 составляла 9850 рублей 40 копеек, то уже с 1 января 1914 года по 1 июля того же года она возросла в несколько раз, составив солидную сумму – 24190 рублей 50 копеек. В 1916 году доход от кинотеатров «Хива» (зимнего и летнего) равнялся 93384 рублям 72 копейкам. Затем зимний кинотеатр «Хива» сгорел, но был очень быстро отстроен. И его выручка лишь за два месяца 1917 года составила около 23 тысяч рублей.
Кинотеатр “Молодая гвардия”
Деньги неплохие. Скажем, оклад генерала был 500 рублей, хорошая корова стоила 60 рублей, а кило парной телятины-70 копеек.
Помимо этого, великий князь, обладавший незаурядными предпринимательскими способностями, получал еще неплохой доход от бильярдных залов и буфетов, расположенных в кинотеатрах «Хива» и «Эльже». Но Николай Романов нашел еще один источник доходов, открыв в зимнем кинотеатре «Хива» квасные будки.
Арендаторы платили князю по 150 рублей за полгода эксплуатации одной будки, а их было несколько. Кроме того, в том же зимнем кинотеатре нашлось место и фотографам, каждый из которых выплачивал хозяину за аренду помещения несколько сотен за год…
И. Самсонов
МОЖЕТ ОН ДЛЯ РУССКИХ И ВЕЛИКИЙ, НО НЕ ДЛЯ НАС
Спасибо за память.
.
Легче стало?
Уважаемый, Али. Разговор идёт не о великих и умных. Статья о том, что люди, которые жили и трудились в Узбекистане привносили в страну, что-то хорошее и полезное. Вы можете возразить, что всё это они делали за деньги. Посмотрите на то, что делается сейчас не “пришлыми”, а местными “благотворителями”. Особенно прошу Вас взглянуть на серию публикаций о председателях махаллей. Надо помнить свою историю и людей, которые вместе с вами строили и строят современный Узбекистан.
Пришел колонизатор и расставил насосы для выкачивания денег из местного населения. Где здесь подарок? Подарки бывают только в виде сыра в мышеловке.
Есть “насос”когда качает, и “насос” и к который откачивает. История, причем???