В Ташкентском Дворце творчества молодежи открылась выставка Народного художника Узбекистана Оганеса Татевосьяна «Самаркандская сюита».
Родился будущий художник в 1889г. в Эривани. В 8-летнем возрасте мальчика отправляют в Эриванскую духовную семинарию, но из-за бедности семьи ему пришлось оставить учебу и отправиться на заработки в Тифлис. И там он увидел на куске холста букета цветов и «заболел» этим на всю жизнь.
Он поступил в подмастерья к заезжему из Петербурга художнику Н.Рооту, а вскоре начал обучаться живописи в тифлисском художественном училище. Его педагогом был Егише Татевосян – выдающийся живописец, сложившийся под влиянием В.Поленова. Первые успехи и поддержка, оказанная талантливому юноше со стороны выдающегося мецената Александра Манташева (из его средств Оганесу был открыт кредит в тридцать рублей вплоть до конца обучения), вдохновили его на решение ехать в начале 1910г. в Москву, учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества. Там его учителем был Константин Коровин, который открыл перед молодым художником французских импрессионистов и помог в постижении чистой живописи.
Оганесу было 26 лет, когда он впервые в 1915г. попал в Самарканд. И вновь не без влияния учителя. Коровин, побывав в Туркестане и сделав здесь несколько этюдов, необходимых для оформления всемирной выставки в Париже, полюбил этот край и передал свою увлеченность ученику.
Великолепие древней архитектуры, лавки ремесленников, развесистая крона карагачей, прохлада чайханы, шум и изобилие восточного базара вмиг очаровали Татевосьяна. Здесь, под небом Самарканда, отраженным в синеве его куполов, пришли к художнику его первые откровения. Татевосьян часами бродит по Самарканду, присматривается, пишет по нескольку этюдов в день, словно вырывая у действительности острое, бьющее по эмоциям мгновение.
В 1917г. он окончательно обосновался в Самарканде. Здесь, на Востоке, традиционно развивались зодчество и декоративно-прикладное искусство, а в начале 1920-х гг. в художественную жизнь Самарканда, ставшего столицей Советского Туркестана, пришла большая группа художников, членов Товарищества передвижных выставок. Среди них были Л.Бурэ, Г.Никитин, В.Еремян, Усто-Мумин (А.Николаев), Н. Кашин, В.Уфимцев, П.Беньков. В их числе был и Татевосьян. Испытавшие на себе влияние русского авангарда начала XX века, они привнесли в изобразительное искусство Туркестана неведомое ранее станковое искусство.
Каждый обладал яркой индивидуальностью, демонстрируя свой живописный язык и свой способ видения мира. Хотя в ранних работах Татевосьяна еще сильно импрессионистское влияние любимого учителя К.Коровина, молодой художник искренне и настойчиво ищет свой художественный язык и стиль.
Самаркандские произведения 1915-1916гг., соединившиеся в неповторимый сплав из европейской и восточной школ, стали началом цикла работ, которые пополнялись в течение всей жизни. Он обращается к темам из современной ему жизни, но, двигаясь по течению художественного мейнстрима своего времени, в то же время демонстрирует нетрадиционный подход к сюжетам.
Тогда Татевосьян заметил: «Импрессионизм по своему стилю не мог быть звучным языком современности».
Молодой художник создает обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовным началам и созидательной деятельности.
В 1918г. он активно включился в работу по созданию первого в Средней Азии художественного училища и затем возглавлял этот первый очаг образования, именовавшийся «Изокоммуна» до 1921г. В 1919г. его назначили Председателем комиссии по охране памятников древнего зодчества Самарканда, а в 1921г. он поступил во ВХУТЕМАС и целых 6 лет серьезно изучал искусство керамики. Результатом этого поиска стала керамическая серия.
Параллельно в 1921г. в Ереване он знакомится с Мартиросом Сарьяном, организует художественную школу и керамические мастерские.
В 1931г. он создает студию АРИЗО (Ассоциация работников изобразительного искусства). В 1932г. после переезда в Ташкент он работает хранителем фондов музея искусств, в 1937г. он назначен главным художником павильона Узбекистана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
В 1944г. Оганесу Татевосьяну было присвоено высокое звание Народного художника Узбекистана.
Нынешняя экспозиция дает нам прекрасную возможность убедиться в этом. В его живописи, пропущенной не через разум, а через чувства, зритель видит реальность. Начинаешь понимать, насколько важна сущность, а не внешняя оболочка. Именно это отличало творчество мастеров былых столетий и именно это присутствует в работах Татевосьяна.
Имевший крепкую репутацию взыскательного и ищущего мастера кисти, Татевосьян никогда не ограничивал себя стилем и средством самовыражения. В портретном жанре, создавая историю страны в лицах, он с особым лиризмом, теплотой и любовью передает светлые и гармоничные образы своих современников – простых людей труда, землепашцев – в глазах которых сосредоточены вся мудрость и доброта. Свой неповторимый живописный язык он демонстрирует в понятных и доступных натюрмортах и жанровых картинах.
В 1933г. он пишет тематическую картину «Налет басмачей на кишлак» и знаменитую «Зажиточную жизнь», в основу которой легли портреты передовых колхозников и пейзажные этюды с натуры, сделанные в Ферганской области.
В 1935г. родились жанровые сцены «Продавец тюбетеек», «Ночная чайхана», «Дынный базар» и огромное многофигурное полотно «Колхозный той».
Он любил это произведение и до конца жизни считал его лучшим своим творением.
За ними последовала серия картин, посвященных Великой Отечественной войне, над которой он трудился в 1941-1948гг. Художник принимает участие в росписи залов академического театра оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте, а отдельную группу представляют работы, созданные во время пребывания в Армении в 1922г.
Одним из любимых жанров художника был пейзаж, в котором мятежный и неукротимый душой художник проявился как лирик, воспевающий образы очаровавшей его природы. Много лет прошагал он в поисках красоты, жарился у этюдника под палящим солнцем, мерз на студеных ветрах, пока нащупал свой художественно достоверный стиль и почерк.
Что бы ни писал он – историческую ли картину, портрет, пейзаж или незамысловатый натюрморт, – везде он старается передать свое отношение к изображаемому, всегда возвышенное и глубоко пережитое.
Первая персональная выставка Оганеса Татевосьяна состоялась в Ереване в 1912г. Затем последовали персональная выставка в Самарканде в 1929г., в Ташкенте в 1949г. Четвертая персональная выставка проходила одновременно в Ташкенте (1964), Москве (1965) и Ереване (1966). В Национальной галерее Армении в 2011г. состоялась пятая персональная выставка произведений Оганеса Татевосьяна.
«Самаркандская сюита» – это 53 картины из собрания Самаркандского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Выставка организована Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» и Ассоциацией антикваров Узбекистана «MEROS». «Эту экспозицию можно назвать и иначе: «Знакомый незнакомец», – говорит директор ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров Узбекистана «Ижод» доктор искусствоведения.Эльмира Ахмедова. – Картины Оганеса Татевосяна, представленные на выставке, хранились в фондах музея на протяжении долгого времени и никогда ранее не выставлялись. Посетители выставки получат возможность первыми увидеть многие произведения выдающегося художника».
Судьба распорядилась так, что в течение жизни частичку своего сердца он оставил в трех местах на этой планете: в просторах Араратской долины, где он родился и где заложены его корни, в природе Узбекистана, с которой он связал свою жизнь, и в полном лиризма Подмосковье, куда он переехал после землетрясения 1966г.
Здесь, в крепком срубе посреди хвойного леса, он писал свои этюды и в 1974г. завершил свой жизненный путь.
Георгий Сааков,
главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага»