18+
28 Сентября 14:07

Пушкинские «Подражания Корану» посвятили памяти Марка Вайля

Знаменитый ташкентский театр «Ильхом» открыл свой 37-й сезон обновленной версией спектакля «Подражания Корану», пишет centralasiaonline.com.

«Спектакль «Подражания Корану», созданный по одноименному циклу стихотворений Александра Сергеевича Пушкина – это острый танцевально-музыкально-драматический диалог между людьми, Богом, Пророком, — говорит театральный критик Дмитрий Гончаров. — Это попытка взглянуть на наше сегодняшнее общество и его духовность взглядом великого поэта, попытка проникнуться его возвышенным талантом и примирить Восток с Западом».

Открытие сезона новой версией спектакля «Подражания Корану» стало глубоко символичным поступком для театра. 6 сентября 2007 года, в ночь перед открытием нового сезона, бессменный руководитель театра «Ильхом» Марк Вайль был убит в подъезде собственного дома тремя религиозными экстремистами. 

17 февраля 2010 года убийцы — Якуб Гафуров, Кахрамон Пулатов и Алишер Сатаров — были пойманы правоохранительными органами. Они сознались в преступлении и были приговорены узбекским судом к срокам от 17 до 19 лет лишения свободы по статье «Убийство по мотивам религиозной ненависти». Экстремисты заявили на суде, что решили убить режиссера потому, что посчитали спектакль «Подражания Корану» оскорбляющим Пророка Мухаммеда.

«Постановка, как и сам цикл стихотворений Пушкина, не несет в себе для мусульман никакого оскорбительного или негативного содержания, — говорит Гончаров. — На премьере спектакля, впервые представленного в 2002 году, присутствовали ученые-богословы из Духовного управления мусульман Узбекистана, и они полностью одобрили спектакль».

«Зачастую обвинения в оскорблении тех или иных святынь являются последствием безграмотности людей, — говорит специалист отдела духовности и просвещения при Управлении мусульман Узбекистана Аброр Джумаев. — Многие люди, считающие себя мусульманами, знакомы со святыми текстами и с основами веры поверхностно. В итоге плодятся различные ложные толкования, недопонимания, которые становятся разрушительными. В спектакле «Подражания Корану», так же как и в произведении Пушкина, нет оскорблений, наоборот, поэт подчеркивает, что Коран призывает людей бороться со своими недостатками, взывает к миру и благу».

«Сейчас можно говорить о том, что в современном светском искусстве очень часто используются мотивы исламской культуры. Зачастую, это просто заимствование эстетики и не более. Если люди искусства используют эту эстетику в своем творчестве, не имея дурных замыслов, нет смысла этому препятствовать».

Спектакль в память о Вайле

«Возвращая на сцену спектакль «Подражания Корану», мы, прежде всего, отдаем дань памяти и признательности нашему мастеру – Марку Вайлю, – говорит художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров. – Этот спектакль должен продолжать существовать на сцене. Сейчас он ожил новой жизнью – весь актерский состав собран из молодых артистов… И они демонстрируют, что новое поколение не боится старых угроз, а готово идти вперед».

Убийство известного деятеля культуры шокировало всю труппу.

«Когда уходят гении… первое, что ты стараешься понять – как дальше жить? Первые два годы были для нас самыми трудными. У нас был лидер, которому мы доверяли, учениками которого мы являлись, и этот лидер ушел, и нам нужно было определять собственный путь развития театра… Для нас главной задачей стало сохранение духа театра, воспитанного Вайлем и очень важно было не превратиться в музей, создавать новые спектакли», – говорит Гафуров.

Актеры «Ильхома» утверждают, что спектакли театра поднимают важные для общества вопросы. Экстремисты заблуждались, считая вопросы, поднимаемые театром – оскорблением.

«Я не могу сказать, что чувствовал страх, работая в театре, – говорит один из старейших актеров театра «Ильхом» Вячеслав Цзю. – Возможно, просто потому что я смелый человек. Я считаю, что затрагивание каких-то острых тем, например таких, как вопросы религии, не должно считаться провокацией. Художник должен иметь право задуматься о тех вещах, которые его волнуют».

«Острые вопросы в обществе поднимаются и без театра. Они всегда есть. Поднимать их нужно, потому что когда люди приходят, и вдруг видят со сцены то, о чем они говорят тайком у себя дома – они пугаются, закрываются… Нужно заставлять людей думать», — считает заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева.

Творческие задачи театра

Сейчас, когда чувство страха покинуло театр, коллектив «Ильхома» видит главной задачей продолжение дела Вайля, примирение людей и культур, воспитание нового поколения артистов, поддерживающих эти цели.

«Сейчас мы уже не чувствуем никакого давления, которое раньше угнетало нас. Если мы будем бояться, задумываться, наверняка мы сможем придумать себе много разных угроз. А если не задумываться – ничего и не случится», – считает Цзю.

Участие в спектакле «Подражания Корану» явилось для меня важной вехой в творческой карьере. Я религиозный человек, верю в Бога, и поэтому в каждом спектакле я переживаю свои подлинные чувства. Я не боюсь никаких угроз – искусство невозможно уничтожить. Если даже физически устранить всех актеров – придут другие», – говорит Акбар Аширов, исполнитель роли пророка в новой версии спектакля «Подражания Корану».

Спектакль «Подражания Корану» будет демонстрироваться весь нынешний сезон.

Кроме того, в октябре этого года «Ильхом» планирует опять вернуться к теме религии и человека. Известный режиссер Овлякули Ходжакули поставит на сцене театра спектакль «Ницше и Заратуштра» по произведению Фридриха Ницше «Так сказал Заратуштра».Пушкинские «Подражания Корану» посвятили памяти Марка Вайля (Русский мир-21)

Знаменитый ташкентский театр «Ильхом» открыл свой 37-й сезон обновленной версией спектакля «Подражания Корану», пишет centralasiaonline.com.

«Спектакль «Подражания Корану», созданный по одноименному циклу стихотворений Александра Сергеевича Пушкина – это острый танцевально-музыкально-драматический диалог между людьми, Богом, Пророком, — говорит театральный критик Дмитрий Гончаров. — Это попытка взглянуть на наше сегодняшнее общество и его духовность взглядом великого поэта, попытка проникнуться его возвышенным талантом и примирить Восток с Западом».

Открытие сезона новой версией спектакля «Подражания Корану» стало глубоко символичным поступком для театра. 6 сентября 2007 года, в ночь перед открытием нового сезона, бессменный руководитель театра «Ильхом» Марк Вайль был убит в подъезде собственного дома тремя религиозными экстремистами.

17 февраля 2010 года убийцы — Якуб Гафуров, Кахрамон Пулатов и Алишер Сатаров — были пойманы правоохранительными органами. Они сознались в преступлении и были приговорены узбекским судом к срокам от 17 до 19 лет лишения свободы по статье «Убийство по мотивам религиозной ненависти». Экстремисты заявили на суде, что решили убить режиссера потому, что посчитали спектакль «Подражания Корану» оскорбляющим Пророка Мухаммеда.

«Постановка, как и сам цикл стихотворений Пушкина, не несет в себе для мусульман никакого оскорбительного или негативного содержания, — говорит Гончаров. — На премьере спектакля, впервые представленного в 2002 году, присутствовали ученые-богословы из Духовного управления мусульман Узбекистана, и они полностью одобрили спектакль».

«Зачастую обвинения в оскорблении тех или иных святынь являются последствием безграмотности людей, — говорит специалист отдела духовности и просвещения при Управлении мусульман Узбекистана Аброр Джумаев. — Многие люди, считающие себя мусульманами, знакомы со святыми текстами и с основами веры поверхностно. В итоге плодятся различные ложные толкования, недопонимания, которые становятся разрушительными. В спектакле «Подражания Корану», так же как и в произведении Пушкина, нет оскорблений, наоборот, поэт подчеркивает, что Коран призывает людей бороться со своими недостатками, взывает к миру и благу».

«Сейчас можно говорить о том, что в современном светском искусстве очень часто используются мотивы исламской культуры. Зачастую, это просто заимствование эстетики и не более. Если люди искусства используют эту эстетику в своем творчестве, не имея дурных замыслов, нет смысла этому препятствовать».

Спектакль в память о Вайле

«Возвращая на сцену спектакль «Подражания Корану», мы, прежде всего, отдаем дань памяти и признательности нашему мастеру – Марку Вайлю, – говорит художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров. – Этот спектакль должен продолжать существовать на сцене. Сейчас он ожил новой жизнью – весь актерский состав собран из молодых артистов… И они демонстрируют, что новое поколение не боится старых угроз, а готово идти вперед».

Убийство известного деятеля культуры шокировало всю труппу.

«Когда уходят гении… первое, что ты стараешься понять – как дальше жить? Первые два годы были для нас самыми трудными. У нас был лидер, которому мы доверяли, учениками которого мы являлись, и этот лидер ушел, и нам нужно было определять собственный путь развития театра… Для нас главной задачей стало сохранение духа театра, воспитанного Вайлем и очень важно было не превратиться в музей, создавать новые спектакли», – говорит Гафуров.

Актеры «Ильхома» утверждают, что спектакли театра поднимают важные для общества вопросы. Экстремисты заблуждались, считая вопросы, поднимаемые театром – оскорблением.

«Я не могу сказать, что чувствовал страх, работая в театре, – говорит один из старейших актеров театра «Ильхом» Вячеслав Цзю. – Возможно, просто потому что я смелый человек. Я считаю, что затрагивание каких-то острых тем, например таких, как вопросы религии, не должно считаться провокацией. Художник должен иметь право задуматься о тех вещах, которые его волнуют».

«Острые вопросы в обществе поднимаются и без театра. Они всегда есть. Поднимать их нужно, потому что когда люди приходят, и вдруг видят со сцены то, о чем они говорят тайком у себя дома – они пугаются, закрываются… Нужно заставлять людей думать», — считает заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева.

Творческие задачи театра

Сейчас, когда чувство страха покинуло театр, коллектив «Ильхома» видит главной задачей продолжение дела Вайля, примирение людей и культур, воспитание нового поколения артистов, поддерживающих эти цели.

«Сейчас мы уже не чувствуем никакого давления, которое раньше угнетало нас. Если мы будем бояться, задумываться, наверняка мы сможем придумать себе много разных угроз. А если не задумываться – ничего и не случится», – считает Цзю.

Участие в спектакле «Подражания Корану» явилось для меня важной вехой в творческой карьере. Я религиозный человек, верю в Бога, и поэтому в каждом спектакле я переживаю свои подлинные чувства. Я не боюсь никаких угроз – искусство невозможно уничтожить. Если даже физически устранить всех актеров – придут другие», – говорит Акбар Аширов, исполнитель роли пророка в новой версии спектакля «Подражания Корану».

Спектакль «Подражания Корану» будет демонстрироваться весь нынешний сезон.

Кроме того, в октябре этого года «Ильхом» планирует опять вернуться к теме религии и человека. Известный режиссер Овлякули Ходжакули поставит на сцене театра спектакль «Ницше и Заратуштра» по произведению Фридриха Ницше «Так сказал Заратуштра».

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности