Сколько мигрантов необходимо России, будут ли сокращать сроки оформления загранпаспортов, надо ли вводить визовый режим со странами СНГ – об этом в интервью “Интерфаксу” рассказал руководитель ФМС Константин Ромодановский.
– ФМС выступила с пакетом инициатив по ужесточению наказания за незаконную миграцию. Какого результата Вы ждете?
– Мы не усложняем жизнь тем, кто не нарушает закон. Вариантов легально осуществлять трудовую деятельность не станет меньше, их количество будет лишь увеличиваться в зависимости от профессионального уровня. Мы ужесточаем ответственность для тех, кто создает дискомфорт для российских граждан.
За последние несколько лет в России приняты законы, которые создали условия для осуществления законной трудовой деятельности и законного пребывания. Многие этим воспользовались, чтобы и правила не нарушить, и чувствовать себя спокойно, и, простите, денег заработать.
Многие, но не все. Некоторые работают в России незаконно. Они не платят налоги, живут в лачугах, болтаются без дела по улицам, создают проблемы для жителей, особенно, в мегаполисах. Пора этому положить конец.
Недавно ужесточена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, введена ответственность для приглашающей стороны за нарушение законодательства.
Еще один момент: теперь иностранным гражданам, которые находятся в России более 120 суток, но не встали на учет в ФМС, не получили разрешение на работу или патент, будет закрыт въезд в нашу страну на три года с момента выезда.
Как работает этот закон, мы сможем увидеть уже в ближайшие дни.
Как правило, нарушители – молодые люди, не знающие русского языка, профессионально неподготовленные. Именно они и раздражают население. Я считаю, что претензии со стороны населения к этой категории иностранных граждан обоснованные.
– Будет ли все это работать в условиях безвизового режима со странами Центральной Азии?
– Есть информационная система ФМС России, которая выявляет иностранцев-нарушителей. Чтобы она контролировала срок пребывания, не обязательно, чтобы у иностранца была виза, она учитывает факты.
– Почему все-таки для борьбы с нелегалами не ввести со странами Центральной Азии визовый режим?
– Я рассуждаю просто: мы строим Единое экономическое пространство. Расширяется экономическое взаимодействие. Создавать барьеры не совсем логично и рентабельно.
Безвизовый режим – важнейший инструмент российского геополитического влияния на постсоветском пространстве.
Визы создадут проблемы добропорядочным гражданам, а не преступникам.
Многие граждане стран бывшего СССР связаны с Россией кровными узами, в России учились, служили, работали. Для них, их родственников введение виз значительно осложнит жизнь, особенно, для жителей приграничной зоны. Кстати, россияне тоже должны будут ездить в эти страны по визам, в том числе, к родственникам.
– Что нас ждет в сфере демографии?
– По данным Росстата, общая численность учтенного, постоянно проживающего на территории страны населения на 1 января
Есть средний вариант прогноза Росстата, согласно которому численность населения России к
Руководством страны поставлена задача обеспечить миграционный приток в Россию на уровне около 300 тысяч человек в год, в том числе, за счет привлечения на постоянное жительство в Россию соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, квалифицированных иностранных специалистов и перспективной молодежи.
Даже если благодаря повышению рождаемости численность населения удастся стабилизировать и увеличить, в ближайшие 15-20 лет единственным источником пополнения трудовых ресурсов будет являться международная миграция.
Отказ от привлечения иностранной рабочей силы и ориентация исключительно на собственные трудовые ресурсы в условиях их резкого сокращения представляется проблематичным. За счет отечественных трудовых ресурсов компенсировать потребности в трудовом населении не получится.
– Является ли безвизовый режим со странами СНГ помехой для перехода на безвизовый режим с ЕС?
– Диалог с ЕС ведет Российская Федерация. Въезжать когда-то в ЕС без виз будут граждане России по российским паспортам. Не сможет гражданин Таджикистана, Киргизии, Белоруссии, Казахстана без визы въехать в ЕС на основании безвизового режима для россиян.
– Из каких стран к нам идет основной поток мигрантов?
– Узбекистан, Таджикистан и Украина.
В России в настоящее время находятся немногим более 2 млн граждан Узбекистана, они приехали в нашу страну с различными целями. Почти 760 тыс. из них имеют разрешения на работу или патенты. Еще 885 тыс. граждан Узбекистана при въезде или постановке на миграционный учет в качестве цели указали работу в России, но не оформили разрешения на работу или патент. Полагаем, что они работают незаконно.
В России находятся более 1 млн граждан Таджикистана, разрешения на работу и патенты есть у 271,5 тысячи. В группе риска – 397 тысяч. Оставшиеся 330 тысяч. пребывают до 90 суток. Пока они не нарушители.
Из Украины к нам приехали свыше 1,300 млн граждан Украины. У 109 тысяч есть разрешения на работу. 551 тысяча граждан Украины – в группе риска.
– Говорят, что среди мигрантов растет преступность. Это правда?
– Из всех раскрытых преступлений только 3,4% совершены мигрантами. Чаще всего мигрантов ловят на подделке документов.
Въезд иностранцев в Россию с
Если судить по миграционному учету, то число иностранных мигрантов, приезжающих в Москву, снизилось, правда, незначительно.
– В одном из подмосковных дачных поселков работает выходец из Таджикистана – у кого траву покосит, у кого забор починит. Как-то с ним разговорились. Сказал, что много лет не был дома, его пятеро детей родились в России, у них российское гражданство. Вас подобные примеры не настораживают?
– Такие случаи есть. Они тревожат. Есть выходцы из Средней Азии, которые работают в России, нарушая законодательство. В отношении таких людей мы ужесточили наказание за нарушение миграционного законодательства.
– Но как ФМС найдет таких нарушителей? Они не ходят в поликлинику, в банк, на почту.
– Меня удивляет реакция местного населения. Если люди знают, что кто-то долго находится на территории России, то почему не обращают на этой внимание?
Но он все равно попадется. Я бы сказал жестче, но у него пять детей. Если они граждане России, то это сложный гуманитарный вопрос. Может, ему лучше добровольно придти в ФМС и рассказать о ситуации?
– Как Вы считаете, возможно ли появление таджикских или узбекских поселков в средней полосе России?
– Такого я себе не представляю. Все-таки выходцы из Средней Азии предпочитают более теплый климат, а у нас условия довольно суровые.
Узбекские или таджикские мигрантские деревни в России – это из области фантастики. Может быть такое, но это будет исключительный случай, и не верю, что надолго.
Хотя рабочие руки нужны. На днях мой знакомый сказал, что в одном из хозяйств в ближнем Подмосковье некому будет доить 60 коров, если не решить проблему квот на привлечение иностранной рабочей силы.
Судя же по сегодняшней ситуации, нам нужно около 5-6 млн рабочих рук из-за рубежа в год.
– Чьими руками строятся олимпийские объекты в Сочи?
– Сейчас на строительстве 136 олимпийских объектах работают 74 тысяч человек. Их них 58 тысяч – россияне, 16 тысяч – иностранцы. Больше всего иностранных строителей приезжает из Узбекистана, Турции, Сербии и Белоруссии.
– Правда, что у мигрантов появится ИНН?
– ФМС разработала законопроект для регулирования миграции, контроля над ней, вывода из тени доходов. Законопроектом предусмотрено присвоение ИНН иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся в ФМС за получением разрешения на работу и патента.
Законопроект, который эти новеллы предусматривает, уже внесен в правительство Российской Федерации.
– Нужна ли в паспорте графа “национальность”?
– А что это даст? Кому и зачем это нужно? Россия – единая многонациональная страна, и каждый ее гражданин – россиянин. Не надо доходить до безумия.
– Когда вместо внутреннего паспорта появится пластиковая карта?
– Создана межведомственная рабочая группа. Сейчас очень непростой этап – определения параметров. Мы должны разработать законопроект по срокам перехода на электронный паспорт. К началу выдачи таких карт предполагается приступить с 2015 года.