Ровно сто лет назад, 29 декабря 1912 года, по Ташкенту пошел первый электрический трамвай. Городской головой (мэром)в ту пору был Николай Маллицкий, известный русский ученый, журналист и педагог.
До этого по столице Туркестанского генерал-губернаторства ходила только конка. Пары смирных лошадей таскали по маршрутам от вокзала до базара в Старом городе и от Воскресенского базара (театр им. А. Навои) до собора св. Сергия Радонежского (площадь X. Алимджана) миниатюрные вагончики.
Владельцы конки получали весьма солидные доходы. Имея чистой прибыли почти сто тысяч рублей в год, они выплачивали городу символический налог, чуть больше “сбора с собак и велосипедистов» по словам одного бойкого журналиста-сатирика. В полную собственность Ташкента конка должна была перейти только в 1942 году!
В сентябре 1908 года Николай Малицкий, ставший во главе города, договор между владельцами конки и Городской Думой пересмотрел и настоял на том, чтобы наладить устройство и эксплуатацию городских железных дорог с электрическими двигателями. Общая стоимость предприятия была определена в три с половиной миллиона рублей, а срок концессии составлял сорок пять лет.
Уже в августе 1910 года ташкентские инженеры В. Гейцельман и Н. Габбин начали строительство электрической станции (многие помнят еще старое название трамвайной остановки “Дизельная” у Музея искусств). Рельсовый путь удлинился до
Первый маршрут был открыт от Воскресенского базара до Церкви Св. Сергия, а на следующий день, 30 января 1912 года, – от вокзала до Воскресенского базара. 15января
Строители ташкентского трамвая первоначально не очень были уверены в доходности предприятия и потому в основу постройки заложили минимальные средства.
Поэтому слишком легкие рельсы не соответствовали тяжести вагонов, слабо учитывались климатические условия Ташкента, вагоны имели маломощные моторы, а токопроводящие устройства были таковы, что в случае обрыва останавливалось движение на протяжении почти трех километров. Но в целом ташкентский трамвай эксплуатировался довольно успешно и, естественно, создавал существенные удобства в городской жизни столицы Туркестанского края.
Сразу после февральской революции в России бельгийское анонимное общество «Ташкентский трамвай» до последней возможности сократило расходы на ремонт и восстановительные работы, вывезло за рубеж всю основную документацию.
К 1918 году, когда трамвайное хозяйство Ташкента было национализировано, оно, можно сказать, пришло совсем в плачевное состояние. Дальнейшая экономическая разруха и нараставший топливный кризис заставили трамвай остановиться совершенно.
Лишь с 1920 года возобновилось движение, да и то нерегулярное — по специальным нарядам учреждений и предприятий для перевозки рабочих и грузов. Для общего пользования трамвай в Ташкенте был заново пущен только 22 сентября 1921 года.
Наследство бельгийского анонимного общества «Ташкентский трамвай» стало основой городского транспортного хозяйства. Оборудование, пути, подвижной состав — все успешно эксплуатировалось десятилетиями.
А характерные маленькие вагончики, будто сошедшие со старинных фотографий, можно было увидеть на улицах столицы даже в 50-е годы.
Ташкентский трамвай по протяженности линий занимает 3 место среди городов СНГ после Санкт-Петербурга и Моcквы.
Судьба же Николая Маллицкого была трудной, но счастливой.
По воспоминаниям его дочери, он ушел с поста градоначальника, когда в Ташкент приехал Александр Керенский и потребовал переизбрать Думу. Малицкий слишком хорошо знал своего бывшего ученика еще по гимназии, где преподавал историю с географией, и к тому же не доверял эсерам, взявшим власть.
Блестящий знаток узбекского, таджикского и арабского языков, журналист (возглавлял «Туркестанские ведомости»), он стал одним из основателей Ташкентского университета, также преподавал в Высшей военной школе востоковедения, и в 1926 году получил звание Красного профессора.
Во время гражданской войны, он говорил молодым людям: «Надо идти с народом. Даже если вы присягали «царю и отечеству». Царь один, а отечество огромно. Силы нужны для борьбы с интервентами».
Увы, большевики в это не поверили.
В январе 1919 года Н. Г. Маллицкого арестовали после Осиповского мятежа. Просидел в Ташкентском ЧК он 16 дней и был выпущен после долгого разбирательства и ходатайства за него людей, хорошо его знавших.
7 мая 1931 года Н. Г. Маллицкий был снова арестован после заседания госплана, на котором обсуждался вопрос о строительстве на реке Вахш электростанции, где он доказывал, что начинать такую большую стройку, нужно построив сначала хорошие дороги. Через семь с половиной месяцев выпустили оправданного. Но в январе 1932 года его и ранее арестованных с ним вызвали и объявили о ссылке в Чимкент, где он с женой едва не умер от голода. работая экономистом в Облводхозе в Каракультресте.
Н. Г. Маллицкий вернулся на преподавательскую работу в Университет – он был профессором географического факультета. Также он работал и в Таджикском учительском институте, в институте истории и этнографии.
В начале войны Маллицкий предложил штабу САВО сделать описание физико-географических районов Средней Азии для лётчиков. Ему был предоставлен маленький открытый самолет, на котором он летал вдвоем с пилотом. От оплаты этой работы он отказался, просил считать эту свою работу своим вкладом в будущие победы.
Во время войны он работал над капитальным трудом «Динамика водных ресурсов Средней Азии». Эту работу, основанную на точных цифрах и фактах и ещё не опубликованную, он послал в Москву на соискание степени доктора наук. Эта работа эта затерялась (позже была найдена), а восьмого марта 1945 года Николаю Гурьевичу Маллицкому присвоена степень доктора наук без защиты диссертации.
В 1945 году Университет и Академия наук Узбекистана отметила пятидесятилетие научной и педагогической деятельности Маллицкого. Торжественнее заседание проходило в помещении, где Николай Гурьевич часто бывал и работал, в здании по улице Абдуллы Тукаева 1.
Николаю Гурьевичу было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Узбекистана.
Умер Николай Гурьевич Маллицкий 30 октября 1947 года от инфаркта.