18+
12 Мая 00:55
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

100 лет назад по Ташкенту пошел первый электрический трамвай

Ровно сто лет назад, 29 декабря 1912 года,  по Ташкенту пошел первый электрический трамвай. Городской головой (мэром)в ту пору был Николай Маллицкий, известный русский ученый, журналист  и педагог.

 

MALДо этого по столице Туркестанского генерал-губернаторства ходила только конка.  Пары смирных лошадей  таскали по маршрутам от вокзала до базара в Старом городе и  от Воскресенского базара (театр им. А. Навои) до собора св. Сергия Радонежского (площадь X. Алимджана) миниатюрные вагончики.

Владельцы конки получали весьма солидные доходы. Имея чистой прибыли почти сто тысяч рублей в год, они выплачивали городу символический налог, чуть больше “сбора с собак и велосипедистов» по словам одного бойкого журналиста-сатирика. В полную собственность Ташкента конка должна была перейти только в 1942 году!

 В сентябре 1908 года Николай Малицкий, ставший во главе города, договор между владельцами конки и Городской Думой пересмотрел и настоял на том, чтобы наладить устройство и эксплуатацию городских железных дорог с электрическими двигателями. Общая стоимость предприятия была определена в три с половиной миллиона рублей, а срок концессии составлял сорок пять лет.

 Уже в августе 1910 года ташкентские инженеры В. Гейцельман и Н. Габбин начали строительство электрической станции (многие помнят еще старое название трамвайной остановки “Дизельная” у Музея искусств). Рельсовый путь удлинился до 40 километров, а подвижной состав вырос до 70 единиц (из них 50 моторных вагонов).

Первый маршрут был открыт от Воскресенского базара до Церкви Св. Сергия, а на следующий день, 30 января 1912 года,  – от вокзала до Воскресенского базара. 15января 1913 г. электрифицирован участок Воскресенский базар — Урда, а 22 января 1913 г. – линия по Шейхантаурской ул. до Старого города.

KONKA

 Строители ташкентского трамвая первоначально не очень были уверены в доходности предприятия и потому в основу постройки заложили минимальные средства.

tram2

 Поэтому слишком легкие рельсы не соответствовали тяжести вагонов, слабо учитывались климатические условия Ташкента, вагоны имели маломощные моторы, а токопроводящие устройства были таковы, что в случае обрыва останавливалось движение на протяжении почти трех километров.  Но в целом ташкентский трамвай эксплуатировался довольно успешно и, естественно, создавал существенные удобства в городской жизни столицы Туркестанского края.

 Сразу после февральской революции в России бельгийское анонимное общество «Ташкентский трамвай» до последней возможности сократило расходы на ремонт и восстановительные работы, вывезло за рубеж всю основную документацию.

 К 1918 году, когда трамвайное хозяйство Ташкента было национализировано, оно, можно сказать, пришло совсем в плачевное состояние. Дальнейшая экономическая разруха и нараставший топливный кризис заставили трамвай остановиться совершенно.

TR

 Лишь с 1920 года возобновилось движение, да и то нерегулярное — по специальным нарядам учреждений и предприятий для перевозки рабочих и грузов. Для общего пользования трамвай в Ташкенте был заново пущен только 22 сентября 1921 года.

 Наследство бельгийского анонимного общества «Ташкентский трамвай» стало основой городского транспортного хозяйства. Оборудование, пути, подвижной состав — все успешно эксплуатировалось десятилетиями.

 А характерные маленькие вагончики, будто сошедшие со старинных фотографий, можно было увидеть на улицах столицы даже в 50-е годы.

Ташкентский трамвай по протяженности линий занимает 3 место среди городов СНГ после Санкт-Петербурга и Моcквы.

TR333Судьба же Николая Маллицкого была трудной, но счастливой.

По воспоминаниям его дочери, он ушел с поста градоначальника, когда в Ташкент приехал Александр Керенский и потребовал переизбрать Думу. Малицкий слишком хорошо знал своего бывшего ученика еще по гимназии, где преподавал историю с географией, и к тому же не доверял эсерам, взявшим власть.

Блестящий знаток узбекского, таджикского и арабского языков, журналист (возглавлял «Туркестанские ведомости»), он стал одним из основателей Ташкентского университета, также преподавал в Высшей военной школе востоковедения, и в 1926 году получил звание Красного профессора.

Во время гражданской войны, он говорил молодым людям: «Надо идти с народом. Даже если вы присягали «царю и отечеству». Царь один, а отечество огромно. Силы нужны для борьбы с интервентами».

Увы, большевики в это не поверили.

В январе 1919 года Н. Г. Маллицкого арестовали после Осиповского мятежа. Просидел в Ташкентском ЧК он 16 дней и был выпущен после долгого разбирательства и ходатайства за него людей, хорошо его знавших.

7 мая 1931 года Н. Г.  Маллицкий был снова арестован после заседания госплана, на котором обсуждался вопрос о строительстве на реке Вахш электростанции, где он доказывал, что начинать такую большую стройку, нужно построив сначала хорошие дороги. Через семь с половиной месяцев выпустили оправданного. Но в январе 1932 года его и ранее арестованных с ним вызвали и объявили о ссылке в Чимкент, где он с женой едва не умер от голода. работая экономистом в Облводхозе в Каракультресте.

Н. Г.  Маллицкий вернулся на преподавательскую работу в Университет – он был профессором географического факультета. Также он работал и в Таджикском учительском институте, в институте истории и этнографии.

В начале войны Маллицкий предложил штабу САВО сделать описание физико-географических районов Средней Азии для лётчиков. Ему был предоставлен маленький открытый самолет, на котором он летал вдвоем с пилотом. От оплаты этой работы он отказался, просил считать эту свою работу своим вкладом в будущие победы.

Во время войны он работал над капитальным трудом «Динамика водных ресурсов Средней Азии». Эту работу, основанную на точных цифрах и фактах и ещё не опубликованную, он послал в Москву на соискание степени доктора наук. Эта работа эта затерялась (позже была найдена), а восьмого марта 1945 года Николаю Гурьевичу Маллицкому присвоена степень доктора наук без защиты диссертации.

В 1945 году Университет и Академия наук Узбекистана отметила пятидесятилетие научной и педагогической деятельности Маллицкого. Торжественнее заседание проходило в помещении, где Николай Гурьевич часто бывал и работал, в здании по улице Абдуллы Тукаева 1.

Николаю Гурьевичу было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Узбекистана.

Умер Николай Гурьевич Маллицкий 30 октября 1947 года от инфаркта.

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности