18+
01 Июня 21:53
Онлайн карта распространения коронавируса
Онлайн карта распространения коронавируса
Зоркая камера Кахрамона Хасанова

За свою полувековую творческую деятельность кинодокументалист «до мозга костей», лауреат Государственной премии Узбекистана, заслуженный работник культуры Кахрамон Хасанов снял более двухсот фильмов и сюжетов для различных киножурналов.

За свою полувековую творческую деятельность кинодокументалист «до мозга костей», лауреат Государственной премии Узбекистана, заслу¬женный работник культуры Кахрамон Хасанов снял более двухсот фильмов и сюжетов для различных киножурналов. Если измерить смонтированные и рабочие материалы пленок — черно-белые, цветные и видео, то их общая длина может превысить миллион метров.

А сколько на¬ших современников, героев дня второй половины XX и начала XXI века, запечатлено в этих кадрах — не счесть! Может тысячи, может десятки ты¬сяч, если учитывать съемки на площадях, улицах, базарах, заводах, фабри¬ках, стройках, садах и хлопковых полях.

Он родился в семье армейца и юриста. Нарекли сына Кахрамоном в надежде, что он обязательно       станет героем. Рос крепышом, занимался физкультурой, любил музыку, а в канун начала школьной жизни — осиротел. Умер отец Ибрагим, матери Халида-оя пришлось сына и дочь воспитывать одной, определять их судьбу.

После окончания школы юного Кахрамона потянуло на инженерную стезю, что и привело его в аудитории столичного института железнодорожного транспорта. Но в итоге на жизненной чаше весов кино перетянуло на себя.

Первой записью в трудовой книжке Кахрамона Хасанова стал прием на работу в студию «Узбекфильм» в качестве ассистента оператора, где в то время известный режиссер Загит Сабитов снимал художественную ленту «Хамза», а затем на долгие десятилетия его музой стала кинодокументалистика.

Ему довелось быть оператором в короткометражных и полнометражных  фильмах «Узкинохроники»,которые снимали разные поколения отечественных кинорежиссеров, объездить с ними разные уголки Узбекиста¬на, соседних республик, России и Украины, Закавказья и Прибалтики.

Бывал в песках Кызылкумов, снимая, например, как рос го¬род Навои и как плавили первый слиток узбекского золота. Объездил Си¬бирь, Урал, Поволжье, готовя сюжеты для фильмов союзного экрана.
Его камера успевала за разными событиями в городах Западной Европы, Африки, зарубежной Азии, по многу месяцев и не раз ездил в Афганистан, сопереживал с коллегами тревоги и заботы афганского народа, участвуя в создании документальных новелл о том, что происходило за Речкой в период семидесятых- восьмиде¬сятых годов минувшего столетия.

О многом говорят названия его лент — «Узбекский балет в Каире», «Салом, «Бахор», «Здравствуй, Фидель», «Салом, Индия», « Афганистан: революция продолжается», «Хлопок — цветок человеческий», « Живая вода», «Фаршпские мотивы», «Устюрт»…
Автору этих строк довелось участвовать с Кахрамоном Ибрагимовичем В  нескольких кино экспедициях.

Особенно запомнился фильм « Космонавты в Узбекиста¬не», когда следовало в течение   72 часов запечатлеть все этапы пребы¬вания у нас в апреле 1975 года основных и дублирующих экипажей советско-американской программы « Союз» — « Аполлон», где звездным мэтрам тогдашней мировой космонавтики предстояла совместная работа на орбите.

График гостей был очень насыщенным, надо было успеть отснять многие встречи, записать синхроны с впечатлениями и репликами космонавтов и астронав¬тов.

Например, Кахрамону   и его коллегам удалось запечатлеть редкие кадры, когда в Бухарском музее «Арк» бригадный генерал Томас Стаффорт и полковник Алексей Леонов в задумчивости стояли у огромного колеса арбы, а затем оживленно заговорили по-английски и по-русски. Оказывает¬ся, их разговор касался того, что вот от такого колеса началось путешествие людей по миру…

Семидесятилетний Кахрамон Хасанов не почивает на лаврах, выйдя на пенсию. С милой женой- грузинкой Людмилой, с которой прожили 35 лет, воспитали троих сыновей и дочь, растут внуки. А  их дед продолжает снимать фильмы в студии «Фазофильм», которой он руководит и куда привлекает на работу давних коллег и молодое поколение кинодокументалистов.
В сегодняшних лентах — новые герои, новые события в жизни Узбекистана, от¬мечающего свое двадцатилетие.

На снимке:  Кахрамон Хасанов и Константин Симонов

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...