18+
11 Августа 02:05
Самарканд глазами арабского географа Х века

После арабского завоевания наш край получил наименование Мавераннахр. Естественно, что среднеазиатские земли — их география, история, особенности быта — были практически неизвестны новым правителям. И потому, дабы восполнить существующий в знаниях пробел.

После арабского завоевания наш край получил наименование Мавераннахр. Естественно, что среднеазиатские земли — их география, история, особенности быта — были практически неизвестны новым правителям. И потому, дабы восполнить существующий в знаниях пробел, в отделенные регионы халифата потянулись арабские ученые и путешественники.

Одним из первых арабов, совершившим путешествие по странам мусульманского мира (в том числе  побывавшим в Мавераннахре и оставившим потомкам свои путевые заметки), был Абу Зейд аль Балхи.

Через некоторое время подобное путешествие совершил и Абу Исхак Ибрахим бен Мухаммед-аль Фараси-аль Истахри, переработавший труд своего предшественника и внесший в него некоторые коррективы. Почти одновременно с ним прошли через  Среднюю Азию  и другие известные арабские географы Аль-Джейхани,  Ибн Хордадбех и Кудама.

Более тысячелетия тому назад – в мае 943 года – началось путешествие по мусульманскому миру Абу-л-Касима Мухаммеда  Ибн  Хаукаля. История не сохранила подробных сведений о биографии этого человека. Известно лишь, что тщательно и скрупулезно изучив труды всех своих предшественников, он покинул родной Багдад и отправился в странствие.

Результатом этого длительного вояжа стала его книга «Пути и страны», появившаяся на свет в 977 году. Она вобрала в себя как уже известные ранее наблюдения арабских географов, так и новые наблюдения самого автора. Одна из глав объемистого труда Ибн Хаукаля посвящена описанию Мавераннахра. Сегодня мы знакомим читателей с фрагментом этих путевых заметок,  повествующем о достопримечательностях Самарканда..

…В Самарканде имеется крепость и четверо ворот; восточные ворота называются Китайскими и стоят на возвышенности. От них спускаются по многочисленным, идущим вниз ступенькам к Согдийской реке. Западные ворота — Наубехарские — расположены также на возвышенности, северные Бухарские и южные — Большие.

Самарканд — город, в котором большие базары и, как в крупных городах, ряд кварталов, бань, караван-сараев и домов. В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота.

Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда.

Проток этот древний, доисламских времен. Доходы с земель, расположенных по берегам этого протока, предназначены на его содержание и улучшение. Уход за ним и зимой и летом поручен огнепоклонникам («мугам»), на основании специального договора, согласно которого с  них  поэтому не взыскивается подушная подать в пользу казны.

Соборная мечеть находится в шахристане, пониже цитадели; между ними проходит большая дорога. Вода в шахристане берется из упомянутого протока и садов. В шахристане, в месте, называемом Асфизар, расположены дворцовые здания, возведенные саманидами, наряду с тем дворцом, который находится в цитадели.

Шахристан лежит сбоку от рабада на Согдийской реке, которая протекает между ними. Дело в том, что стена этого рабада тянется с противоположного берега Согдийской реки от местности известной под названием Афшины, мимо ворот Кухек, пока не обойдет Варсанин, затем огибает ворота Фенек, ворота Ривдад, затем тянется до ворот Фаррухшид, дальше до ворот Гадавад и затем снова подходит к реке.

Последняя   является своего рода рвом для рабада с северной стороны. Размер окружающей рабад стены — два на два фарсаха. Тем не менее  тем местом, откуда пользуется водой рабад и где сосредоточены все базары, является «Голова свода».

Далее к рабаду подходят базары, улицы и кварталы, а в свободных его местах расположены ровные пространства с замками и садами. За небольшими исключениями нет ни одной улицы и ни одной усадьбы, где  бы не было  проточной воды, и лишь при немногих домах нет сада.

Таким образом, если направить взор в сторону цитадели в городе, то взгляд не различит ее, так она скрыта садами и деревьями, что возле домов и по берегам каналов.

Городские базары, караваны-сараи  и торговые ряды помещаются в шахристане. Самарканд — центр оросительной системы Мавераннахра и был резиденцией мавераннахрского правителя вплоть до времени Исмаила бен Ахмада (да смилуется над ним Всевышний Аллах!).

В стенах рабада нет запирающихся ворот, ни деревянных, ни железных по причине происходивших здесь смут, из-за которых правитель приказал снять ворота. Таким образом   последние в настоящее время без створок. В их числе ворота Гадавад, Исбаск, Сухашин, Афшины, Кухек, Ривдад и Фаррухшид.

Некоторые утверждают, что город построили древние йеменские цари и что будто бы Александр Македонский завершил постройкой часть его. Я видел на его «Больших» воротах железную плиту с какой-то надписью. Самаркандские жители уверяют, что последняя на химьяритском языке и что у них передаются из поколения в поколение сведения о том, что она является сооружением древних йеменских царей и что на ней начертано, что от Сан а до Самарканда 1000 фарсахов.

Это служит доказательством, того, что ее воздвиг строитель Сан ы и что Сан а властвовал над Самаркандом. В Самарканде произошел этот (т. е. упомянутый) мятеж, и ворота, на которых была надпись, оказались сожженными. Их заново выстроили из железа Абу-л-Музаффар Мухаммед бен Локман бен Наср-бен Ахмад бен Асад, но надпись эта стерлась.

Почва Самарканда принадлежит к числу самых плодородных и сухих, и если бы не обильные испарения от проточных вод на улицах и в домах жителей и обилие у них тесно растущих деревьев, то излишняя сухость, несомненно, вредила бы им. Самаркандские здания выстроены из глины и дерева.

Жители города считаются красивыми и отличаются чрезмерностью в щедрости и затратах и заботах о себе, в чем они превосходят большинство городов Хорасана, так что и это истощило их средства. Самарканд — средоточие утонченных людей Мавераннахра, и лучшие из них получили воспитание в Самарканде.

Между ближайшими горами и городом ровный переход, если не считать, что к нему непосредственно примыкает небольшая гора, называемая Кухек, подошва которой простирается до самаркандской стены, а размер равен полмили в длину.

Из нее добываются камни для городских построек и глина, употребляющаяся для сосудов, а также для мази «нура» и стеклянной посуды. До меня дошли сведения, что в ней имеется серебро и золото, но что разработка их не представляется возможной.

Весь город — все дороги и улицы его вымощены камнями. Воды, которыми пользуются жители Самарканда, текут из Согдийской реки. Начало этой реки в горах Буттем позади Саганияна. В систему реки входит похожее на озеро скопление воды по имени Джен, вокруг которого лежат селения. Местность эта известна под названием Ургар.

Река вытекает из озера между горами и доходит до места, именуемого Варагсер, что значит «голова плотины». Отсюда отходят самаркандские каналы и рустаки, непосредственно примыкающие со стороны Самарканда к западной части долины…

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности