18+
25 Апреля 14:41
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Зачем Абрамович купил «Челси»

Главный редактор сайта «За честный футбол!» Игорь Моничев отвечает на трудные вопросы существования российского футбола. У нас сейчас футбольное межсезонье, поэтому многие любители смотрят игры английских футбольных команд.

Главный редактор сайта «За честный футбол!» Игорь Моничев отвечает на трудные вопросы существования российского футбола.

-У нас сейчас футбольное межсезонье, поэтому многие любители смотрят игры английских футбольных команд. Смотришь – и гордишься, зная, что многие британские футбольные клубы уже давно принадлежат нашим соотечественникам. Они предпочитают вкладываться в этот вид спорта на Британских островах, на что посетовал в ходе недавней встрече с российскими болельщиками Владимир Путин. Так что, много мы скупили?

-Оставим в стороне вопрос о том, действительно ли честно заработаны деньги, вложенные в покупку иностранного футбола. Пионером был Роман Абрамович, человек, который, по свидетельству одноклассников, не «пинал мяч» во дворе.

А в возрасте «за тридцать», будучи семейным человеком, вдруг увлекся футболом настолько, что выплатил многомиллионные долги английской команды «Челси», приобрел этот клуб вместе со стадионом, вложил очень большие деньги в покупку новых игроков.

Позволю назвать себя неплохим знатоком английского футбола, но не мог все же представить, что команду столь высокого ранга англичане так просто продадут российскому миллиардеру.

Они ведь отказывают, например, в приобретении «Арсенала» Алишеру Усманову, который много лет пытается завладеть контрольным пакетом акций клуба. Безуспешно, потому что англичанам известно: потенциальный покупатель был судим и отбывал срок в Узбекистане, еще в советские времена.

Судимость, по его словам и представленным им документам, позже была снята, но, как говорят, шлейф остался. На что англичане не любят американцев, но в этом случае они предпочли продать этот самый контрольный пакет именно им.

Потом российский «король минеральных удобрений» Алексей Федорычев пытался купить клуб «Монако», но не сумел. Нет, за ним не водилось ничего того, о чем станут на первых полосах сообщать бульварные газеты, однако само его российское происхождение вызывало отторжение.

Единственное, чего он несколько лет назад добился, так это права стать титульным спонсором команды, на футболках игроков появился логотип его организации: «Fedcominvest». Впрочем, то, что не удалось Федорычеву, удалось другому российскому магнату, Дмитрию Рыболовлеву, также специализирующемуся на производстве удобрений. Он купил-таки контрольный пакет акций «Монако».

Продажа клубов обычно происходит в ситуации, когда они залезают в долги и не видят выхода из финансового тупика. Так что, полагаю, Рыболовлев выбрал особенно удачный момент для своей покупки.

Мало кто сейчас помнит, но российский же предприниматель Александр Гайдамак купил английскую команду «Портсмут». Но инвестиции его надежд не оправдали, клуб не удержался в высшей лиге и покупатель от акций команды избавился.

Когда же вопрос о заключении сделки только обсуждался, в прессе было много шума о том, что его отец, Аркадий Гайдамак, гражданин Израиля, фигурировал в деле о незаконной торговле оружием.

То есть практически каждый раз, как только кто-то из «русских» решает заняться развитием иностранного футбола, возникает вопрос: «Каково происхождение денег?». Яркое тому подтверждение – история со швейцарским футбольным клубом «Ксамакс», недавним приобретением бизнесмена из Чечни Булата Чагаева.

Как бы ни старались в девяностые годы западная пропаганда, называя чеченских бандитов «борцами за свободу», все-таки отношение к выходцам из этого российского субъекта федерации в Европе настороженное.

На бизнесмена обратили пристальное внимание контрольные органы Швейцарии, нашли нарушения в его финансовой деятельности, дошло до того, что клуб «Ксамакс-Невшатель», принадлежащий ему, за несвоевременную выплату зарплаты игрокам и подлог вообще исключили из чемпионата Швейцарии. Чагаев, в свою очередь, считает эти действия личной атакой на него.

Последняя новость на рынке футбольных приобретений – покупка 29-летним Антоном Зингаревичем популярного в стране английского клуба «Рединг». Нет, не собираюсь считать деньги в чужом кармане, но многие эксперты полагают, что средства предоставил его отец, Борис Зингаревич, человек очень состоятельный.

Любопытно, что на английском и шотландском футбольном рынках засветились два состоятельных бизнесмена из Прибалтики – оба российского происхождения. По паспортам один из них гражданин Латвии, другой – Литвы. Так вот, латвиец с прибалтийской фамилией Владимир Белоконь купил команду «Блэкпул» и за один сезон вывел ее в высшую лигу. Правда, клуб вылетел из нее.

А литовец Владимир Романов несколько лет назад купил шотландский клуб «Хартс». Человек он сугубо русский, и по менталитету, и по обычаям, я с ним знаком, поэтому могу говорить об этом с полной уверенностью. Он – единственный из всех новых владельцев британских команд, который выставил на продажу свое приобретение.

Почему? Уверяет, что в Шотландии футбол продажный, в этой сфере всем заправляет мафия, и есть только два клуба, которым «разрешено» регулярно сменять друг друга на посту чемпионов. В общем, насчет того, что в Шотландии действительно лишь две команды по очереди становятся победителями турниров – верно. Поэтому В. Романов называет тамошний футбол не иначе, как шоу-бизнесом.

– Так зачем им все это надо? Прибыли нет, одна головная боль. Уверен, что ответ на этот вопрос хотели бы знать миллионы наших сограждан. Есть предположение, что иностранные футбольные клубы приобретаются для получения некого статуса … Проще говоря, покупается входной билет.

-Да, предприниматели, вкладывающие деньги в иностранный футбол, прибыли не получают. Бизнес-сделкой называл приобретение «Хартс» Романов. Но, насколько я знаю, кроме убытков он ничего не понес.

Бизнесом именовал вложение денег в акции «Арсенала» Алишер Усманов. По сей день, как я знаю, он лишь инвестирует в команду, отдачи не получая. Ну а говорить о том, что Роман Абрамович даже в отдаленной перспективе «отобьет» – как выражаются у нас – свои огромнейшие вложения в «Челси», может только очень наивный человек. Этого не произойдет никогда.

У нас в стране есть Национальная академия футбола. Роман Абрамович – ее спонсор. Каждый год академия подводит итоги своей работы и начинает гордиться тем, что «положила» несколько десятков полей для детских и юношеских команд.

Сразу скажу: все вложения хозяина английского клуба не стоят тех денег, которые Р. Абрамович платит за приобретение нового игрока для «Челси». К примеру, Фернандо Торреса, которого он купил одним из последних.

Подозревать наших бизнесменов в желании «отмыть деньги» через приобретение футбольных клубов? Англия не лучшая страна для подобного занятия, за соблюдением законов там следят в высшей мере строго. Поэтому есть иные предположения – и вполне резонные.

Да, действительно, таким образом наши сограждане хотели бы войти в европейскую элиту – разом, потому что в России наличие денег практически всегда быстро открывает двери в «высшее общество». Ну, если не удастся самим, то уж их дети наверняка будут признаны представителями верхушки общества…

Однако уже опыт Романа Абрамовича показал: за много лет, которые он владеет «Челси», ни для кого в британской элите наш магнат «своим» не стал, не удостоился ни приглашения на чай к королеве Англии, ни других почестей, предусмотренных в этой стране для выдающихся людей. Нет, не заслужил, не признают там чужаков за равных.

Англичане традиционно не любили американцев, с недавних пор разлюбили граждан Ближнего Востока, скупающих за бешеные деньги недвижимость на Британских островах. Не питают никаких симпатий и к нашим нуворишам – российский «источник денег» их просто настораживает.

-И что, наши владельцы западных спортивных клубов по сей день этого и не поняли?

-Наверно, поняли. Но продолжают «меряться» именно своими дорогостоящими приобретениями: а мой клуб «круче», а я вот еще сейчас куплю игрока-суперзвезду… Думаю, примерно так они мыслят.

Теперь осталось лишь рассмотреть возможность инвестиций в наш, российский футбол.

-Зачем «рассматривать»? Покупай клуб, финансируй его, выращивай талантливых игроков – вот и вся забота. Зато какая радость родным болельщикам! Или от незнания положения дел у нас я впал в эйфорию?

-В нашем футболе существует всего три частных клуба. Московский «Спартак» принадлежит вице-президенту «Лукойла» Леониду Федуну. Это его частная «фирма», в которую он вкладывает заработанные им деньги.

Второй клуб – ЦСКА. Долгое время был неясен источник его финансирования, однако сейчас известно: армейскую команду финансирует тот же Роман Абрамович, хотя этот факт широко не афишируется. Клуб «Анжи» содержится на деньги члена Совета Федерации Сулеймана Керимова, который раньше жил в Махачкале.

«Зенит» и «Локомотив» – это, как известно, «Газпром» и ОАО «РЖД». Все остальные команды финансируются из городских и региональных бюджетов. Поэтому у них периодически возникают проблемы: все зависит от руководителя субъекта федерации. Любит он футбол – бюджет позаботится о местной республиканской или областной команде.

А если глава региона предпочитает, к примеру, пинг-понг? Подтверждение этому – ситуация с командой «Томь», на недавней встрече с В. Путиным менеджер по работе с болельщиками этого футбольного клуба пожаловался: команда находится на сборах, однако половина основного состава оттуда уехала, потому что пять месяцев уже не платится зарплата, а на сборы эти футболисты поехали на деньги, собранные болельщиками.

Вкладывать деньги в российский футбол? Давайте кратко вспомним историю подмосковной команды «Сатурн» из Раменского. У клуба кончились деньги, он предложил тому же Владимиру Романову приехать, посмотреть на ситуацию и, возможно, купить команду.

Романов прибыл, ознакомился с положением дел и понял: его элементарно пытались обмануть, о чем он тут же открыто заявил продавцам. Ему хотели всучить один лишь «брэнд», только название «Сатурн».

Ему не собирались продавать ни стадион в Раменском, ни тренировочную базу – они уже кому-то «ушли». Речь шла лишь об игроках, так ведь после того, как месяцами спортсменам не выплачивали зарплату, игроков там практически и не осталось. А от него хотели то ли 20, то ли 30 миллионов долларов – фактически лишь за логотип «Сатурн». Несостоявшийся покупатель задал продавцам известный «вектор движения», на этом все и кончилось.

Поэтому ни о каких частных инвестициях в российский футбол сейчас речи никто не ведет.

-Значит, богачи будут продолжать вкладывать деньги в зарубежный спорт, как Михаил Прохоров, купивший баскетбольную команду из Лос-Анджелеса?

-Да ведь на футбольные матчи местных команд в российской провинции практически никто и не ходит, так что расходов много, а отдачи – никакой, даже имиджевой и рекламной. По телевидению матчи не показывают, а на стадионы приходят максимум две-три тысячи зрителей. В той же Англии на играх даже третьего дивизиона стадионы заполняются.

Купить у нас команду первой лиги и вывести ее в «премьеру» за какие-то разумные деньги практически нереально. Все эти приобретения спортивных команд могут быть и игрушкой – ведь купил же когда-то сын банкира Александра Смоленского престижный автозавод, производитель эксклюзивных спортивных машин в Англии – TVR.

Так что не будем приводить все к единому знаменателю: те, кто приобретает зарубежные спортивные клубы, делают это по разным причинам. В том числе – и для того, чтобы легализовать – я не говорю, отмывать – известное количество денег.

А надежды на то, что бизнесмены примутся вкладывать в наш футбол, столь же беспочвенны, как и заявления президента Российского футбольного союза Сергея Фурсенко о том, что отечественная сборная обязательно должна выиграть чемпионат мира…

И то, и другое – чистой воды утопия.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности