Открывшаяся в Галерее изобразительного искусства выставка с символичным названием «Странник» посвящена памяти народного художника Узбекистана Медата Кагарова. Он считается основоположником азиатского романтического символизма.
Открывшаяся в Галерее изобразительного искусства выставка с символичным названием «Странник» посвящена памяти народного художника Узбекистана Медата Кагарова. Он считается основоположником азиатского романтического символизма.
А его творческую судьбу определили учеба в Высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) и встреча с художником-графиком Михаилом Верхаланцевым, преподававшим ксилографию (гравюру на дереве).
Влюбленный в восточную философию, культуру и искусство, он создал графические и живописные миры, сотканные из метафор, аллегорий и символов.
Для того, чтобы понять знаки, оставленные мастером, необходима постоянная работа души и ума. Только тогда полотна приоткроют завесу над тайнами, скрытыми в четких линиях, цветовой гамме.
Все творчество художника – это способ общения, с помощью которого он делится своими мыслями, взглядами, говорит о любви к родному краю, народу.
Его картины, как сам мир – удивительная гармония противоположностей. Написанные на языке авангарда и классики, они современны, но, в то же время, обращены в мифологическое прошлое и показывают связь цивилизаций древности.
Художник владел всеми видами графического искусства – монопринтом, офортом, линогравюрой, ксилографией. Серия литографий «Автобиография», представленная на выставке, – откровение художника, рассказ о самых дорогих моментах жизни. Рядом – экслибрисы, одна из самых сложных разновидностей графики.
На пространстве размером чуть больше почтовой марки – целая вселенная, воссозданная с помощью ювелирных технических приемов средневековой европейской гравюры.
Живопись покорила его сердце после знакомства с храмовыми росписями буддийских монахов в окрестностях древнего уйгурского города Турфана. С тех пор он все чаще обращался к холсту, чтобы рассказать о главном – любви, красоте, мудрости.
– Мне всегда трудно говорить о работах родителей, – говорит сын художника Эркен Кагаров. – Я смотрю на них не только как зритель. Многие полотна создавались на моих глазах, связаны с личными воспоминаниями. Думаю, что человеку, который не знает всех историй, стоящих за картинами, будет интересно открыть для себя мир графики и живописи отца.
Я благодарен всем, кто пришел на выставку, которую он не успел провести. Но художник жив до тех пор, пока у работ есть зрители.
В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась персональная выставка Азамата Хатамова, другого мастера, также начинавшего свой путь в России, на берегах Невы.
Уроженец старинного сурхандарьинского города Шерабада, выпускник известного питерского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, Азамат Хатамов довольно быстро добился признания.
В разные годы мастер был награжден Серебряной медалью Академии художеств республики, становился обладателем гран-при творческого конкурса фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана» и многих других престижных наград и премий.
Персональные выставки Азамата Хатамова стали традиционными. Но что характерно, каждый раз скульптор предлагает на суд зрителей не просто новую, а кардинально не похожую на предыдущие экспозицию.
Например, в прошлом году в рамках Недели изобразительного искусства Хатамов удивил всех своей графической серией «Лошади в движении». Некоторые листы из этого цикла, раскрывающего с неожиданной стороны красоту грациозных и величественных животных, представлены на нынешнем вернисаже.
Порадуют зрителей и полные нежности небольшие скульптуры, выполненные из бронзы, мрамора, гипса, шамота. Эти работы кажутся легкими и свободными, хотя, как отмечают специалисты, техника, в которой они выполнены, очень сложна, чувствуется, что автор вложил немало своей души, чтобы его творения так магически притягивали к себе внимание.