18+
11 Августа 21:31
Евгений Живаев – Маэстро на все времена

Евгений Живаев родился 22 мая 1937 года в Красноярске в семье военнослужащего Красной Армии. Во время войны мать с детьми жила в Новосибирске. В 1950 году отца, Петра Григорьевича, перевели в ТуркВО и семья переехала жить в Ташкент.

В  ташкентской консерватории состоялся концерт «Памяти Маэстро» в честь 75-летия недавно трагически погибшего Евгения Живаева – известного музыканта, заслуженного артиста республики,  главного  дирижёра джаз-оркестра «Узбекистан».

В этот вечер в зале собралось много коллег и друзей Евгения Петровича, прозвучало много хорошей музыки и тёплых воспоминаний. Приведём несколько из них.

Рассказывает Юрий Петрович ЖИВАЕВ, брат Евгения Живаева, саксофонист, живущий сейчас в Париже:

–Евгений Живаев родился 22 мая 1937 года в Красноярске в семье военнослужащего Красной Армии. Во время войны мать с детьми жила в Новосибирске. В 1950 году отца, Петра Григорьевича, перевели в ТуркВО и семья переехала жить в Ташкент.

Женя продолжил учёбу в общеобразовательной школе № 50 и, параллельно, в музыкальной школе им. Успенского при Ташкентской государственной консерватории по фортепиано в классе Литвинова.

Получив в 1955 году среднее образование, Женя поступил в Ташкентскую государственную консерваторию (ТГК) на историко-теоретический факультет. Будучи студентом консерватории, Евгений работал пианистом в танцевальном оркестре ОДО, где и начал писать первые аранжировки.

В это время в «Узгосэстраде» был создан оркестр, которым руководил Батыр Закиров, а дирижёром был Александр Двоскин. На волне энтузиазма Альберт Малахов (тогда ещё студент композиторского факультета) вместе с Евгением Живаевым организовали студенческий джаз-оркестр ТГК, а Женя дополнительно организовал из студентов первый в Советском Союзе dixielend (аналогичные ансамбли Александра Усыскина в Ленинграде и Всеволода Королёва в Москве были созданы чуть позднее). Так вот, этот диксиленд репетировал в ОДО, а выступал с концертами в клубах и институтах.

Активной и разнообразной деятельности Евгения Петровича способствовала частая смена мест работы. Он, как говорится, был «нарасхват».

Помимо работы пианистом в оркестре ОДО, он играл в оркестре под управлением Анатолия Францкевича в Клубе КГБ, в оркестре Евгения Жданова в кинотеатре «Хива» («Молодая гвардия»), а также дирижировал в оркестре Батыра Закирова, работал в оркестре Дворца культуры железнодорожников (ДКЖД). Работа с оркестрами в качестве дирижёра обусловила повторное поступление в ТГК, теперь уже на дирижёрско-хоровой факультет.

И, наконец, в 1964 году вместе с композитором Энмарком Салиховым они организовали эстрадный оркестр Узбекского Радиокомитета, который впоследствии развился в Оркестр симфонической и эстрадной музыки Узгостелерадио.

В этом оркестре и осуществлялась основная часть творческой деятельности Евгения Живаева. Здесь он аранжировал произведения узбекских композиторов, в первую очередь, конечно, Энмарка Салихова, а также таких корифеев, как Рамазанов, Сааткулов, Садыков, Кадыров, Изамов, Акбаров, Умеджанов и др. «Легенда узбекской эстрады», заслуженная артистка Узбекистана Рано ШАРИПОВА:

– Дорогие мои почитатели совершенно необыкновенной, фантастической, азартной, талантливой, душераздирающей джазовой и эстрадной музыки, музыки с шармом Евгения Петровича Живаева! Классного, монументального музыканта, замены которому, пожалуй, и нет.

Мы встретились с Женей в далёком 1955 году в общеобразовательной школе номер 50, в то время, когда начали объединять женские и мужские школы. Встретившись совершенно случайно в школьном клубе, мы уже через какое-то время создали сплочённый тандем.

И пошли песни ЛолитыТорес, бразильские и мексиканские, песни советских композиторов, песни из кинофильмов. И довольно быстро стали известными и даже первенство выиграли на лучшее исполнение песен Лолиты Торес. Наше «концертирование» не способствовало учёбе.

Бывало, и двойки получали. После школы наши пути разошлись на время, но в 1964 году мы встретились вновь на радио. Он уже тогда был дирижёром эстрадного оркестра, а художественным руководителем оркестра был известный композитор Энмарк Салихов.

И началась уже другая музыка!!! Сколько было написано в это время чудных, проникновенных, прозрачных и сокровенных песен о любви, песен нашей молодости! Появление эстрадного жанра и эстрадного оркестра заинтересовало тогда многих – как молодых, так и зрелых композиторов.

И все обработки и аранжировки бесподобно, с огромным уважением к каждому штриху мелодии, к каждому слову стихов, так проникновенно, как это делал Женя, ни делал никто. Будучи русским православным парнем, он столько души вложил в узбекские песни, которые пела я и Мухаббат Шамаева. Бесчисленное множество певцов духовно обогатились благодаря знакомству и работе с Евгением Петровичем.

Песни тех лет стали суперпопулярными, они звучали в фильмах. Этим песням уже полвека, но и до сих пор их помнят, любят и хотят слушать. Недавно мы с Евгением Петровичем завершили проект перезаписи этих песен. Чтобы доставить людям удовольствие, мы сделали попурри – Женя сделал новую аранжировку, а я «перепела» их заново.

Продюсер, певец, композитор, директор и руководитель студии UnaRecords Владимир БАРАМЫКОВ и заслуженная артистка Узбекистана Кумуш РАЗЗАКОВА:

В.Б. – Я познакомился с Евгением Петровичем в 60-е годы, когда работал в группе «Киборги», а после джазового фестиваля 1968 года мы подружились. Мне всегда очень помогали все его советы, касающиеся музыки и бэнда. Светлая память этому замечательному музыканту и дирижеру.

К.Р. – Я навсегда запомню этого Стража музыки, этого Кавалера музыки. Он нам завещал любить музыку, беречь её. И он навсегда останется у нас в сердцах.

Заслуженная артистка Республики Узбекистан, народная артистка Республики Каракалпакстан Лариса МОСКАЛЁВА:

– Почти год я работала, чтобы выступить с оркестром под руководством Евгения Петровича. К сожалению, его трагический уход оборвал эту мечту. Тем не менее, надеюсь, что эта наша работа не пропадёт и мне удастся поработать с этим оркестром. Мне кажется, что и сегодня Евгений Петрович с нами и поддерживает любовью к музыке, которую вселил в сердца всех тех, с кем был знаком.

Народный артист Республики Узбекистан Фаррух ЗАКИРОВ:

– Вспоминать Евгения Петровича хочется с улыбкой. Потому что он человек незаурядный, необыкновенный, с тонким чувством юмора. Он был чрезвычайно живой и жизнерадостный человек.

Если включить воображение и перейти на язык образов, мне всё время представляются его партитуры в виде деревьев. Представьте себе дерево с ветками, где каждый листочек и стебелёк похожи на ноты, « четвертушки», «шестнадцатые», «целые». Каждые знаки, диезы – это, как лепесточки цветов.

И если собрать воедино эти «партитуры-деревья», можно представить, какой потрясающей красоты и масштаба был бы сад! И в этом саду не было бы ни одного повторяющегося дерева! Вот такое наследие оставил Евгений Петрович! Работа с Евгением Петровичем – это огромная «школа», в которой мне посчастливилось учиться. И, конечно, его вклад в эту школу невозможно измерить – этот вклад несоизмерим.

Он оставил свой талант в детях и внуках, многие из которых – музыканты международного уровня. К сожалению, я говорю о нём в прошедшем времени. Тем не менее, он останется для нас всех таким же удивительно добрым и жизнерадостным человеком, выдающимся музыкантом. И вместе с вами мне хотелось бы низко поклониться его памяти.

Да, что и говорить, сколько бы ещё мог сделать Евгений Петрович для развития нашей музыки! Жаль, что многое, что хотелось бы сказать в его адрес, он уже не услышит. И очень хорошо, что музыкальная общественность собирается к 75-летию музыканта в мае этого года организовать юбилейный концерт, который будто бы подтверждает, что дело всей его жизни продолжает жить!

Газета «Новости Узбекистана»

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности