Имя сибирского правителя – хана Кучума – хорошо известно любителям российской истории как антагониста Ермака, покорившего эту землю в конце 16 века. А совсем недавно, благодаря находке археологов, в Самарканде обнаружился еще один хан с таким же именем.
Имя сибирского правителя – хана Кучума – хорошо известно любителям российской истории как антагониста Ермака, покорившего эту землю в конце 16 века. А совсем недавно, благодаря находке археологов, в Самарканде обнаружился еще один хан с таким же именем.
При реставрации дарсхоны (учебной аудитории) в северо-западной части медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде была обнаружена расколотая на две части мраморная плита конической формы. На ней четким каллиграфическим почерком в стиле «насталик» был нанесен фрагментарный отрывок текста на арабском языке. Но специалистам удалось ознакомиться с содержанием этой эпиграфической надписи.
В переводе на русский язык витиеватая средневековая запись гласила, что «основание здания сей мечети священно, а купол и стены украшены неповторимыми узорами.
Мечетей на земле много, но ни одна из них не может сравниться с этой, возведенной во времена правления великого и почитаемого хана, правителя правителей, оплота справедливости, мира и благополучия, хранителя веры и основ ислама, властелина восточных султанов, падишаха миров и обладателя всех благ, избранного Аллахом Музаффаруддина Абу-Мансура Кучкунджи. Да увеличит Аллах своим милосердием и милостью его владения и султанат…».
Пока неизвестно, где и в какой части Регистана находилась эта хваленая мечеть. Возможно, что дальнейшие поиски дадут ответ на этот вопрос. Однако находка заставила ученых собрать некоторые факты о личности хана Кучкунджи.
Источники позволили установить, что второе имя его – Кучум. Он был восьмым сыном Абулхайр-хана от брака с Рабиа-Султан – дочерью Мирзо Улугбека. Современники отзывались о нем как о простом и даже несколько наивном человеке, склонным к религиозным беседам и общению с суфийскими мистиками. Подобно другим потомкам рода Шейбанидов Кучум был неплохо образован и разбирался в литературе и науке.
По его распоряжению на тюркский (чагатайский) язык были переведены классические сочинения арабов и персов. До своего переезда в Самарканд он некоторое время был правителем Туркестана, получив эту землю в подарок от самого Шейбани-хана.
Исторические документы свидетельствуют, что хан Кучум был захоронен неподалеку от упомянутой мечети в южной части площади Регистан. Однако уже к концу 19 столетия усыпальница эта, известная горожанам под названием Чил (Чихил) духтарон ( в переводе с фарси «Сорок девушек»), пришла в аварийное состояние.
Уже в советское время были предприняты попытки ее реставрации. Однако в самом начале 30-х годов минувшего века купола ее обрушились. И потому, в виду невозможности восстановления, усыпальницу снесли, а надгробие вместе с костными останками перенесли в дарсхону стоявшего рядом медресе Шер-Дор.