18+
29 Января 17:41
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

И взвились над Аралом белые паруса

Веками манил путешественников, и особенно моряков, неизведанный, легендарный Арал. И синий красавец дождался первых парусов.

И взвились над Аралом белые паруса

А было это так. В 1842 году Оренбургским военным губернатором был назначен Владимир Обручев. Новый начальник края активно продолжил мирное продвижение в Среднюю Азию. 

Так, в 1847-ом на берегу Сырдарьи военным инженером К. Герном строится порт Раим – первая  крепость в Приаралье. Постройка цитадели, по словам историка А. Макшеева, должна была служить “для приобретения большого влияния на отдаленных киргиз и на наши политические и торговые сношения с среднеазиатскими ханствами”.

Выбор именно этого места произошёл благодаря довольно комичному случаю. В Оренбург Азиатским департаментом Генерального штаба был отправлен военный топограф капитан Лемм с важным заданием – определить астрономические пункты в Киргизской степи. Генерал Обручев решил воспользоваться этим обстоятельством и для разведки местности в низовьях реки Сырдарьи отправляет с Леммом единственного незанятого в то время офицера капитана Шульца. И то ли по невнимательности, то ли по незнанию тот принимает камыш, густо покрывавший берега реки, за траву, и в своем донесении в Оренбург пишет, что «около урочища Раим, в 60 верстах выше устья реки, можно накашивать до миллиона пудов душистого сена».

Обрадованный Обручев, наградив капитана, испрашивает у Петербурга разрешения построить на Раиме укрепление. Добро было получено и в следующем 1847 году он сам с многочисленным отрядом и необходимыми материалами отправляется на Сырдарью. Прибыв на место, и, увидев вместо сочной травы камыш, он смог произнести только: «Так это Раим!».

 Возвращаться было поздно, укрепление было построено. Шульца же, в наказание, он оставил там, приказав не возвращаться, пока не найдёт траву. Тот, конечно, надежд не оправдал, однако упорно настаивал, что трава обратилась в камыш из-за сильного разлива Сыр-Дарьи. Переписка по этому поводу длилась еще долго, но со временем казус был предан забвению.

 Так, благодаря случайности, было заложено первое русское поселение в низовьях Сырдарьи. Но, как пишет в своих воспоминаниях Макшеев, «не будь ошибки капитана Шульца, мы бы, может быть, до сих пор не были на Сырдарье, а не только в Ташкенте, Кокане и Самарканде».

Кстати, с выходом России к берегам Сырдарьи завершилась эпоха относительно мирного продвижения Империи через Киргизскую степь, и началась новая – эпоха военных походов. А в Раим были доставлены в разобранном виде из Оренбурга и спущены на воду два двухмачтовых судна: “Николай” и “Михаил”.

Шхуна «Николай» тотчас же вышла в Аральское море, под командой бывшего моряка, поручика Мертваго. Это было ознакомительное плавание и ограничилось оно только изучением устья Сыр-Дарьи.

 О самом Арале не было известно практически ничего. Само название впервые появилось в 1697 году на карте талантливого сибирского картографа С. У. Ремезова «Чертеж земли всей безводной и малопроходной каменной степи». А слово «арал» на тюркских языках означает остров — такой синий водяной остров посреди бескрайней степи.

 Наконец, появилась возможность подробно изучить неизвестное доселе море. Весной 1848 года шхуна “Николай” выступила в море с целью изучения северного берега Арала. И это было вообще первое в мире крупнотоннажное судно, совершившее плавание по морю посреди песков.

И взвились над Аралом белые паруса

                                                                                Рисунок Т.Шевченко

Вскоре, в Оренбурге, под руководством лейтенанта А. И. Бутакова, кстати, к тому времени совершившего кругосветное путешествие и описавшего Камчатку, было построено ещё одно военное судно, «Константин», таким же образом доставленное в Раим. В составе её экипажа рядовым служил Тарас Шевченко, отправленный в солдаты за оскорбление супруги императора, которая выкупила его из крепостных и определила на учебу в Академию художеств.

 Эта шхуна под командованием её создателя Алексея Бутакова в том же году начала систематическую опись Аральского моря. Поскольку фотографии тогда не было, задачи художника и выполнял Тарас Шевченко, вызванный из форта на Каспии, где служил. За что впоследствии капитан получил взыскание.

Экспедицией была проведена гигантская исследовательская работа: общая рекогносцировка Арала, промер глубин, полная съемка острова Барса-Кельмес, открыта и изучена группа островов Возрождения, сделаны метеорологические и астрономические определения с организацией сети астрономических пунктов, опись ледовой обстановки в зимнее время, собраны образцы полезных ископаемых, — переданных затем в Петербургский горный институт, — и флоры.

Был сформулирован обоснованный вывод, что Аральское море принадлежит к числу самых штормовых и неспокойных. Шхуна смельчаков не раз была на краю гибели.

В знак признания заслуг 27 января 1849 года Алексей Иванович Бутаков был принят в действительные члены Императорского Русского географического общества.

В 1852 году Аральская флотилия пополнилась новыми кораблями – в Раим были доставлены, в разобранном виде, построенные в Швеции пароходы «Перовский» и «Обручев», названные в честь оренбургских генерал-губернаторов.

Невиданные железные корабли потрясли воображение местных жителей и укрепили престиж Российской империи в этих краях.  Хивинцы приходили от их вида в ужас и убегали при появлении речных “темир шайтанов” подальше от берега. В 1853 году во время осады кокандской крепости Ак-Мечеть (ныне Кызыл-Орда), вероятно, впервые в этих краях, штурм пехоты был поддержан корабельной артиллерией.

Весной 1866 года пароход «Перовский» оказывал поддержку русским войскам у Ирджара, доставив 10-дневный запас продовольствия на весь отряд и часть боевых припасов. В 1873 году во время Хивинского похода часть Аральской флотилии была направлена в устье Амударьи.

Куда более важную роль сыграли корабли флотилии в научном исследовании Аральского моря. На основании многочисленных морских экспедиций Гидрографическим департаментом Морского министерства была издана первая настоящая “Морская карта Аральского моря”.

Алексей Иванович Бутаков собрал богатейшую коллекцию ископаемых образцов горных пород, произвел измерение толщины береговых геологических пластов, определил их наклон и направление. Им был составлен гербарий из 75 образцов приаральской флоры, накоплены обширные сведения о фауне моря.

В июне 1858 года на пароходе «Перовский» Бутаков поднялся по Аму-Дарье вверх до Кунграда, в результате чего было проведено обследование и опись реки вплоть до Нукуса.

К 1883 году Аральский корабельный отряд все задачи выполнил и целиком вошел в Амударьинскую флотилию.

Необходимо сказать несколько слов об этом выдающемся мореплавателе и учёном, чьё имя должно стоять в одном ряду с великими путешественниками. Открывая неизвестные ранее острова, мысы, мели, заливы, Алексей Иванович, по врожденной скромности, ни одному географическому открытию не дал своего имени. И лишь в начале XX века за него это сделали другие — по предложению президента Русского Географического общества, академика Л. С. Берга именем Бутакова был назван южный мыс острова Барса-Кельмес.

И взвились над Аралом белые паруса

                                                                                 Контр-адмирал Алексей Бутаков

Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт, получив в дар от Бутакова два экземпляра его монографии, писал в ответ: “Я не могу… не гордиться тою доверительностью, которою меня удостаивает мореходец, с отважностью и с благоразумною энергиею преодолевший бесчисленные препятствия… и сам собою прибавивший к истории географических открытий такую широкую и прекрасную страницу”.

Сегодня бы Алексей Бутаков разведанный им Арал не узнал…

Владимир ФЕТИСОВ, автор книги «Дуэль на Крыше мира. Эпизоды Большой игры».

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности