18+
14 Мая 07:13
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Русская разведка: вылазки Лавра Корнилова

В соседнем Афганистане вновь тучи ходят хмуро. Там не обойтись без толковых, смелых разведчиков. Таких, как легендарный Лавр Корнилов.

Русская разведка: вылазки Лавра Корнилова

Сразу после Академии Генерального штаба капитан Корнилов по собственному выбору оказывается сначала в Кушке, потом в Термезе. И тут понадобилось узнать подробней о строящейся «за речкой» – при участии британцев, – крепости Дейдади.  

Корнилов, вместе с двумя туркменами переплывает Аму-Дарью на бараньих бурдюках и отправляется на разведку к афганской цитадели. Обрив голову наголо и переодевшись в туркменское платье, – язык он знал прекрасно, – сумел не только тщательно зарисовать крепость, но даже сфотографировать её.

Риск был смертельным, Корнилов приготовил для себя последнюю пулю. Также были настроены и его спутники.

Как позднее вспоминал генерал Иван Романовский, – впоследствии один из ближайших сподвижников Корнилова по Добровольческой армии, – “Разведка крепости Дейдади разбиралась в войсках как пример тщательно спланированной операции и, прибывших на службу в Туркестан офицеров, специально знакомили с этой чрезвычайно опасной экспедицией”.

После этого Лавр Георгиевич был назначен на роль военного агента при российском консульстве в Кашгаре. И сразу развивает активную деятельность.

Молодой офицер знакомится с китайскими чиновниками, торговцами и предпринимателями, налаживает агентурную сеть, много ездит по стране для осмотра караванных путей, оценивает их пригодность для передвижения войск.
Сначала Корнилов отправляется в разведку от укрепления Иркештам до города Кашгар. В марте 1900 года, в сопровождении двух казаков изучает пути от Кашгара к Яркенду. В октябре – ноябре того же года – вместе с подпоручиком Кирилловым и двумя казаками Корнилов совершает дальнюю вылазку по маршруту Кашгар – Янгигиссар – Яркенд – Каргалык – Гуму – Хотан.

Всего Корнилов проехал по горным кручам и безводным пустыням более 2000 километров. И всё это на фоне полыхавшего Ихэтуаньского восстания, когда все иностранцы в Цинской империи подвергались не шуточной опасности.

Совершенно понятно, что столь активная деятельность русского офицера  попала в поле зрения, как китайских властей, так и английской разведки. Британский консул Джордж Макартни, один из главных персонажей “Большой игры” в Восточном Туркестане, регулярно информировал штаб своей армии о каждом шаге Корнилова.
Первым действенным результатом работы капитана Генштаба было устройство поста между Кашгаром и Памирским отрядом и составление схемы почтового сообщения между Ошем и Памиром.

Кроме того, Лавр Георгиевич регулярно передавал важную информацию, содержащую сведения о положении дел в Кашгарии.

Служба Корнилова в качестве военного агента в Кашгаре закончилась в августе 1901 года. Он возвращается в Ташкент с огромным количеством материала, который вскоре воплотился в уникальную работу “Кашгария или Восточный Туркестан”, напечатанную в типографии Штаба Туркестанского военного округа в 1903 году. Она, кроме чисто военного значения, явилась существенным вкладом в географию и этнографию Восточного Туркестана и, что немаловажно, была высоко “оценена” и британскими специалистами. Крупный учёный-востоковед, М. К. Басханов пишет, что «работая в фондах лондонской библиотеке “India Office Library and Records”, удалось установить, что картографический материал к британскому изданию “Военный отчет по Кашгарии” (1907) представляет собой сопровождаемые английским текстом планы городов и укреплений Восточного Туркестана, снятые на местности капитаном Корниловым и подпоручиком Кирилловым и опубликованные в работе Л. Г. Корнилова”.

Командующий Туркестанским военным округом, генерал Н. А. Иванов высоко оценил деятельность Корнилова в Кашгарии. Лавр Георгиевич награждается своим первым орденом – Станислава 3-й степени, – получает чин подполковника и должность штаб-офицера для поручений при штабе Туркестанского военного округа в Ташкенте.

Вскоре Корнилов получает новое задание – отправится в Персию, «под именем члена Императорского географического общества, путешествующего с целью исследования некоторых научных интересов». Настоящая цель – провести рекогносцировку пограничной полосы Персии и Афганистана.                                                                          

Опыт разведчика, превосходное знание восточных языков (мать его была казашка)  и местных обычаев, энергия, настойчивость – все это позволило подполковнику Корнилову блестяще выполнить задание.

Через два года последовал новый секретный вояж – на этот раз в Индию. Причем, под своим собственным именем-англичане уже достаточно хорошо изучили русского разведчика.

Задания, успешно выполненные Корниловым в Восточном Туркестане, Персии и Индии, сделали его крупнейшим военным специалистом в области востоковедения и асом разведки.

Во время русско-японской войны Лавр Георгиевич сражается в Маньжурии и за храбрость им во время Мукденского сражения получает орден Св. Георгия и Георгиевское оружие.

В январе 1907 года полковник Корнилов отправляется в Пекин, чтобы занять там должность военного атташе в российском посольстве. Это было пиком его карьеры разведчика.

 Он путешествует по новой для него стране, изучает историю, быт, традиции и обычаи китайцев. Его доклады: “О полиции Китая”, “Телеграф Китая”, “Описание маневров китайских войск в Маньчжурии”, “Охрана императорского города и проект формирования императорской гвардии”.

В книге известного историка военной разведки К. К. Звонарёва читаем: “Военный агент в Китае полк. Корнилов имел двух помощников, – одного в Мукдене, другого в Шанхае. По словам 5-го делопроизводства Ген. штаба, сведения военной агентуры о развитии военных реформ в Китае и о различных организационных мероприятиях военного характера, предпринимавшихся китайским правительством, были вполне удовлетворительными, зачастую обширными, полными и обстоятельными.

Русская разведка: вылазки Лавра Корнилова

                                                                  В Китае среди военных дипломатов

Наиболее ценные, полные и обстоятельные донесения получались от военного агента. Он давал сведения преимущественно об общих руководящих указаниях, дававшихся на места центральным правительством в Пекине. В огромном большинстве случаев эти общие сведения сопровождались переводами указов, приказов, повелений и пр.”.

В Китае Корнилов заводит полезные знакомства с дипломатами разных стран и китайскими военнослужащими– в частности будущим генералиссимусом и президентом Китайской Республики Чан Кайши.

С ещё одной незаурядной личностью встречается здесь Лавр Георгиевич. В 1908 году приезжает знакомый Корнилову ещё по Ташкенту полковник Карл Маннергейм. Будущий президент Финляндии с благодарностью вспоминал позднее о той поддержке, которую оказал ему российский военный атташе в Пекине.

В 1910 году Лавр Георгиевич возвращается в Петербург, делает доклад в Главном штабе на тему «Военные реформы в Китае и их значение для России». Родина отметила заслуги военного атташе Орденом Св. Анны 2-й степени.

Дальнейшая судьба Лавра Георгиевича известна во всех подробностях. Героизм во время Первой мировой войны, когда дивизия под его командованием сдерживала натиск превосходящих сил противника, спасая армию от окружения. Потом австрийский плен, побег, арест царской семьи в качестве командующего Петроградским гарнизоном, назначение Верховным главнокомандующим, создание Белой армии и гибель от случайного снаряда при штурме Екатеринодара.

Сегодня, на берегу Кубани, возвышается трёхметровая бронзовая фигура Корнилова в накинутой на плечи солдатской шинели. Сам он считал себя казаком.

В наши дни замечательный поэт Михаил Синельников напишет пронзительные строки, посвящённые Лавру Георгиевичу Корнилову.

Полу-казак, полу-казах,

Истёрты стремена,

И в узко-пристальных глазах —

Пустынная страна.       

Пыль Хоросана, край уйгур,

В солончаках юрга,

Неучастившийся аллюр

Под выстрелом врага.

Афганских рек седой камыш

И гималайский снег,

Кривая тень китайских крыш,

Австрийский плен, побег…

И вот счастливцу и бойцу

Россия вручена!

Но, покорившись багрецу,

Она красным-красна.

И разомкнулся тесный круг

Текинского полка,

Ушла империя из рук,

Течёт струёй песка.

Летит ядро, визжит оно,

Убитый мир притих…

Свидание предрешено

Родителей моих.

И всё течёт живая ткань,

Обрывки отдаю,

И вечно целится Кубань

В империю мою!

Подпруга стала вдруг слаба,

И, вздрогнув на весу,

На плечи падает судьба,

Как беркут на лису.

Русская разведка: вылазки Лавра Корнилова

Владимир ФЕТИСОВ, автор книги «Дуэль на Крыше мира. Эпизоды Большой игры»

 

 

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности