Бывший ташкентский священник Иван Охлобыстин и его коллега по популярному сериалу «Интерны» Вадим Демчог воплощают в жизнь проект «Оператор реальности» по созданию «народного фильма».
— Что такое этот ваш «Оператор реальности»?
— Это долгая история. Но на данном этапе идея сводится к тому, что любой может принять участие в создании фильма. Мы придумали тему: супергерои и их подвиги. Задание таково: снять весёлое видео по любым предложенным сюжетам или придумать свой. Берёшь камеру, телефон — и вперёд. Главное, чтобы было интересно смотреть. Результат мы надеемся представить уже осенью.
— Вы действительно думаете, что проект получит развитие, поскольку огромной части россиян попросту некуда направить свои идеи?
— Да. И факты говорят сами за себя. За десять месяцев проекта мы получили свыше 30 тысяч предложений по сценариям, музыке, постерам. В общем, множество идей. А вот снять «народное кино» на народные деньги пока не получается. Наши люди богаты в первую очередь идеями. Раньше посылать свои работы было некуда. Народ обходился страничкой «ВКонтакте» или же такими сайтами, как YouTube и Rutube. А «Оператор реальности» как бы пронизывает все эти видеохостинги одновременно, являясь «сквозной линией». Интересен наш проект ещё и тем, что в нём нельзя выдвинуться за счёт денег. Успешное обитание в среде «Оператора реальности» напоминает процесс эволюции: здесь сумеют стать популярными лишь самые талантливые, самые работоспособные, самые парадоксальные.
— Существуют ли в мире аналоги подобного «сквозного» хостинга?
— Скорее всего, да, ведь эта идея могла зародиться уже с появлением самого Интернета. Но русского нет точно. Наш «Оператор» — это уже такой, понимаете, зов массового бессознательного. Что-то подобное появлялось в Америке, Европе и в Австралии. Но все эти проекты отличаются друг от друга определённой спецификой.
— Почему у нас нет, скажем, своей «Игры престолов»? Может быть, из-за отсутствия национальной идеи, которая бы позволила нашим актёрам говорить в кадре с тем же пафосом, как это делают американцы?
— Национальная идея и Голливуд, на мой взгляд, это одно и то же. Американцы свою национальную идею самим Голливудом и создали. А затем вдолбили гвоздями в головы миллионов по всему миру. Мы в этом отношении, мягко говоря, отстаём. Но та сериальная пена, которая сейчас у нас появилась, сойдёт. И потом всё будет хорошо.
На самом деле мы тоже умеем делать сериалы. Дайте нам ещё лет этак двадцать, и мы обойдём Америку и Европу в три хвоста! Мы очень быстро эволюционируем. Период «Моей прекрасной няни» и прочей мыльной ерунды у них занял почти двадцать лет, а у нас всего ничего.
— А если вернуться к вашему проекту, вас не упрекают в том, что вы хотите паразитировать на чужих идеях?
— Смысл проекта не в этом, а в том, чтобы дать людям возможность высказаться и вместе сделать что-то интересное. Раньше, отдав сценарий в Госкино, ты сильно рисковал. Там его могли увести по комсомольской линии, а попросту говоря, стырить. Здесь же, в нашем проекте, если ты отдаёшь в руки «Оператора реальности» свою работу, то несколько тысяч человек сразу же узнают, что сценарий этот именно твой и ничей больше.
Даже если твои тексты или какие-то элементы вдруг появятся в других проектах, это очень быстро будет замечено, и тогда тот, кто совершил кражу, нешуточно опозорится. Другое дело, что мы можем сделать авторский и коммерчески успешный проект, заработать на нём, ни с кем не поделиться и сбежать в неизвестном направлении. Но понимаете, даже если допустить такую мысль, этот вариант совершенно не выгоден с точки зрения бизнеса.
Я в этой области ориентируюсь плохо, но, кажется, любому должно быть понятно, что затевать столь масштабный и долгоиграющий проект для того, чтобы стырить и сбежать, — очень глупо.
Эхо планеты