В киноконцертном зале «Октябрь», что на Новом Арбате Москвы, в среду был показан новый фильм «Легенда № 17». Эта картина – фантазия молодых кинематографистов России на спортивную тему.
Отойдя от фактических данных, творческий коллектив попытался создать образ симпатичного и великого спортсмена в период расцвета его карьеры.
Ничего общего с тем, что на самом деле происходило на ледовых площадках Канады и СССР осенью 1972 года, «Легенда № 17» не имеет. Ну разве что режиссёр не стал коверкать для эффекта правила хоккея. И изменять финальный счёт.
Суперзвезда отечественного экрана Олег Меньшиков физиогномически больше похож на постаревшего Харламова, нежели на молодого тренера-интригана Анатолия Тарасова. А актёру Козловскому так и не удалось уменьшиться до антропометрических данных Валерия Харламова, отличавшегося отнюдь не богатырской комплекцией.
Но, как справедливо отмечают критики, на то оно и кино, чтобы создавать образ, а не копировать то, что происходило на самом деле.
Вообще, Юрий Королёв любит фантазировать вокруг хоккея. Как бы доигрывая каждый эпизод жизни реальных людей до сцен, отвечающих канонам драматургии.
Пять лет назад, в 2008-м, Королёв снял свою дебютную ленту «Валерий Харламов. Дополнительное время». В тот год великому хоккеисту исполнилось бы 60. Если бы не трагическая автокатастрофа в 1981 году. Всё происходившее рассматривалось в свете произошедшей трагедии. В роковой день Харламов едет с женой Ириной в престижной тогда «Волге» и словно предчувствует беду. Потом его автомобиль окажется на небесах, и события примут инфернальный ход.
Харламов погиб в 33 года. Его образ получился почти идеальным, тем не менее он вызывал самые разные реакции, не всегда благожелательные.
Валерий Харламов – нападающий хоккейного ЦСКА, олимпийский чемпион 1972 и 1976 годов, восьмикратный чемпион мира, и даже преданные поклонники его таланта вряд ли с ходу назовут, сколько раз он становился чемпионом СССР. Между тем в жизни Харламов отнюдь не был аскетичным затворником.
Однажды Высоцкий позволил себе изменить текст пьесы во время спектакля: «Вот придёт дед Харлам…» – Харламов сидел на первом ряду тогдашней Таганки.
Сегодняшний фильм «Легенда № 17» спродюсирован Никитой Михалковым и Леонидом Верещагиным. Базовой студией стала «ТриТЭ», а сам проект был осуществлён при поддержке Фонда кино.
Режиссёр Николай Лебедев рассказывает, что его новая картина – о взлёте звезды спорта, преодолении любых препятствий, возникающих на пути. Это история о том, как забраться на олимп славы и не потерять человеческого достоинства. Лебедев подчёркивает, что «Легенда № 17» не историко-документальный проект. Важно, чтобы он стал интересен широкой публике, был увлекательным и зрелищным. Это нормальное заблуждение для любого российского творца, считающего, что он, режиссёр и сценарист, сможет сделать всё намного интереснее, чем было на самом деле.
Например, экранный Валерий Харламов встречает любимую Ирину раньше, чем это произошло в жизни. Роль Ирины исполнила Светлана Иванова. Людям, знающим нюансы реального романа Харламова и Ирины, скорее всего, фантазии на романтическую тему покажутся неуместными. Но много ли их, очевидцев, осталось?..
Написали сценарий Николай Куликов и Михаил Местецкий. Ведущая линия в сценарии – рабочий процесс великого хоккейного тренера Анатолия Владимировича Тарасова по «изготовлению» звезды по имени Харламов. По признанию режиссёра, актёры на главные роли нашлись неожиданно. Роль Харламова исполняет раскручиваемый в последнее время Данила Козловский. Тарасова играет Меньшиков. Для того чтобы убедить скептиков, что Меньшиков чем-то напоминает Тарасова, найдена даже фотография последнего в 22-летнем возрасте. Правда, экранному тренеру лет куда больше, чем Меньшикову эпохи «Покровских ворот».
Любопытно, что великого защитника Александра Рагулина играет внук спортсмена – актёр РАМТа Александр Рагулин. Появляется в эпизоде и сын Харламова Александр. В картине также снимались Борис Щербаков, Роман Мадянов, Владимир Меньшов, Дарья Екамасова.
Кино вышло дорогим и помпезным. Съёмки проходили на нескольких ледовых аренах, работали в Белоруссии, Испании (Харламов был наполовину испанцем), России (в Москве и Электростали). Бобруйск превратился в Саппоро для съёмок Олимпиады-72. Самый известный матч всех времён и народов Канада – СССР, где наши впервые разгромили канадцев со счётом 7:3, осенью 72-го проходил в монреальском «Форуме». Оказалось, что подобная арена построена в Минске. Оператором фильма стал Ирек Хартович, с которым Лебедев работает в четвёртый раз.
Для съёмок проект оказался весьма сложным. Необходимо было воскресить 70-е – эпоха настолько близкая, что многие помнят, как было на самом деле.
И если воспроизведение быта киношникам вполне удалось, то спортивная составляющая опять не получилась.
Вообще, фильмы о спорте российскому кино не удавались со времён «Вратаря республики». Возможно, это карма. А возможно, суть в том, что кинотворцам, не до конца понимающим, что спорт сам по себе драматичен и трагичен, что усиление и без того наивысшего по эмоциональному накалу зрелища приводит лишь к анекдотичным последствиям, не удаётся уловить истинный нерв происходившего на льду и вне его.
Великий футбольный тренер Бесков как-то сказал: «В футболе мелочей не бывает». И это – фундаментальный закон спорта, нарушая который даже в кинематографе рискуешь остаться без зрителя.
Андрей Северцев