Героиня шоу “Голос” узбекская певица Севара Назархан дала первый концерт на большой московской сцене. На него пришла сама Алла Пугачева.
Предыдущий большой московский концерт узбекской певицы Севары Назархан состоялся три года назад и был приурочен, как предполагалось, к большому коммерческому прорыву — выходу ее первого русскоязычного альбома “Так легко”. Тот концерт проходил в клубе “16 тонн” при умеренном стечении народа. Было продано порядка 200 билетов. В бытность в чистом виде фольклорной певицей она собирала больше.
“Русский альбом” не сделал Севару крупной звездой, не помогли ни песни на стихи Бориса Гребенщикова и Иосифа Бродского, ни комплименты Аллы Пугачевой, ни содействие крупных рекорд-компаний. Альбом опередил свое время. Теперь он переиздан, как и две английские пластинки Севары — “Yo’l Bo’lsin” (2003) и “Sen” (2007).
Ни этого переиздания, ни концерта в зале Arena Moscow не было бы, если бы не участие Севары в первом российском сезоне шоу “Голос”. В конкурсе она не дошла даже до полуфинала, но именно она единственная из всех участников “Голоса”, кто решился на волне его успеха на большое сольное выступление в Москве. Прочие участники “Голоса”, за исключением делегированной на “Евровидение-2013” Дины Гариповой, пока остаются рядовыми “лицами из телевизора”, в лучшем случае клубными артистами.
Севара не просто спела в “Арене”. Она собрала довольно приличную аудиторию — более 1,5 тыс. человек (это специальная конфигурация “Арены” с дополнительными сидячими местами). При всем своем огромном опыте и важных покровителях вроде Питера Гейбриела и Гектора Зазу ни о чем подобном до “Голоса” она и мечтать не могла.
Дорвавшись наконец до большой московской сцены, Севара сыграла фактически не один, а несколько концертов в рамках одного. Ей аккомпанировали четверо музыкантов, а за спиной мерцали проекционные панели с лаконичными видеорядами. Певица начала с совсем нового материала — песен на английском языке, над которыми она сейчас работает в Лондоне. Впечатление они произвели противоречивое. В лучшие моменты это был вполне удобоваримый дрим-поп, местами напоминавший Cocteau Twins. В остальные — одна длинная неприметная песня среднего темпа, для которой совсем не обязательно было вытаскивать на сцену людей с экзотическими струнными и перкуссией.
За новыми песнями последовал блок композиций из альбома “Так легко”. В этой части шоу на сцену поднялся Вадим Степанцов — автор текста песни “Мы приходим”, дуэтом с которым она записана на альбоме.
Вообще, Севара на протяжении всего концерта аккуратно перечисляла всех соавторов и тепло их благодарила. Судя по реакции публики, все титанические усилия авторов и первых издателей альбома не смогли донести эти песни до публики так, чтобы зрители дружно подпевали. Даже бесспорный прорыв — песня на стихи Сергея Михалка “А он не пришел” — не вызвал безусловного восторженного эффекта.
Для массовой русской аудитории эта изысканная поп-вещь остается слишком “западной”, чтобы полюбить ее всем сердцем. А идеальным сплавом всех талантов Севары — сильного вокала, медитативного колдовского чувства, национальной специфики и модного электронного саунда — стала песня на стихи Бориса Гребенщикова “Новый шелковый путь”.
Предсказуемую позитивную реакцию вызвал блок кавер-версий на эстрадную классику, инспирированных “Голосом”. Прозвучали все ударные номера, благодаря которым Севара полюбилась телезрителям: и “Je T’aime” из репертуара Лары Фабиан, и “Нежность” Александры Пахмутовой, и вечный кавказский хит “Необыкновенные глаза”, и абсолютная вершина всего “Голоса” — “Там нет меня”. Эта песня написана Игорем Николаевым во второй половине 1980-х, в короткий период, когда ему открылось что-то действительно важное в популярной песне и он смог создать несколько выдающихся вещей для Аллы Пугачевой и для себя.
“Там нет меня” стала одновременно примером того, как буквально на дне, в пыльных песенных закромах можно отыскать настоящую жемчужину, и номером, в котором голос Севары смог развернуться во всю свою драматическую ширь.
Финальная и самая утомительная часть концерта состояла из песен на узбекском языке, которые на более камерных мероприятиях у нее всегда звучат, наоборот, наиболее выигрышно. Здесь оживились представители среднеазиатской диаспоры, присутствовавшие в зале, но основная часть аудитории на третьем часу вечера держалась уже с трудом, особенно те, кому достались стоячие места.
Впереди у Севары большое турне по России. Нет сомнений в том, что из московского концерта она извлечет все необходимые уроки. На пути следования певицу ждет аудитория, готовая к открытиям, но не знающая о ней ничего, кроме “Голоса”.
В любом случае Севара — пример того, что при всей влиятельности интернета и всем многообразии пиар-стратегий, только ковровая телебомбардировка, только регулярные долгие появления на большом федеральном канале могут быстро сделать из талантливого профессионала звезду национального масштаба, способную собирать большие залы. В этом смысле у нас ничего не меняется.
Источник – Коммерсант