18+
17 Мая 14:13
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Раздувают угли 1916 года…

Киргизы всей республикой готовятся отметить 100-летие Уркуна(Исхода) – кровавого бунта в тылу воющей страны. Местные националисты называют это геноцидом и требуют от современной  России миллиарды в «порядке компенсации».

phoca thumb l urkin19

 Но вот какие факты приводит киргизский публицист Садырбек Чериков:

 – Четвертый год шла Первая мировая, следуя законам, был издан Высочайший указ о мобилизации, ему подлежало все мужское население империи. Из-за необученности, неграмотности и плохого знания русского языка, киргизов велено было призвать только на тыловые работы.

Сегодня ряд киргизских ученых, публицистов, зараженных национализмом откровенно спекулируют на той трагедии. Но есть факты.

Например, сохранились немало устных и письменных свидетельствах, официальных архивных данных царского периода, церковных документах, в которых отсутствует классовый и политизированный подход, события освещены с документальной точностью, беспристрастно и непосредственными участниками событий столетней давности.

Церковные книги, как известно, велись тщательно, без отсебятины и ответственно, по православным законам и канонам верующих людей. Исходя из этого, приведем сохранившиеся в архивах записки священника Свято-Троицкого монастыря в Пржевальске Михаила Заозерного.

“Восстание киргиз в Пржевальском уезде началось 10 августа. Уцелели г. Пржевальск и селения Преображенское, и Теплоключенское. Сожжены и разграблены селения: Столыпино, Курское, Долинка, Гриогорьева, Семеновка, Сазановка, Каменка, Алексеевка, Фольбаумское, Михайловское, Бобриково, Отрадное, Лизогубовка, Сколовское, Валерианское, Графа-Палена, Горки, Высокое, Липенское, Богатырское, Иваницкое, Светля Поляна, Тарханы и Барскаун, Гоголевка, Кольцовка, Сухомлиново, Туткуй, Карабула и Титовка. … Убиты церковные старосты сел …. В Пржевальском узде по имеющимся у меня данным убито 1391 мужского пола и 431 женского пола, взято в плен 176 мужского пола и 937 женского пола (русских. – прим. автора). Невозможно описать страдания и мучения взятых в плен женщин. …. Разорен богатый и прекрасный уезд”.

Ниже описывается другая жуткая картина резни в воспоминаниях другого священника, отца Ираклия:

“Не время было умирать, не готов был. Я побежал на колокольню, ищу, где спрятаться. Метался, метался, и полез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь – чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь …. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги….Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят…”.

В приведенных цитатах намеренно опущены кровавые детали того, как восставшие зверствовали над женщинами и детьми.

Это мы приводим для того, чтобы односторонне заинтересованные кыргызскоязычные СМИ, ученые и деятели перестали нагнетать общественное настроение против соотечественников-славян, ангажированно описывая и повторяя из года в год сцены жестокости русских в отношении восставших киргизов. При этом намеренно «опуская» тот факт, что ввод войск и карательная экспедиция были ответом на зверства погромщиков беззащитных селений.

Зверств в той трагедии хватало с обеих сторон. На войне как на войне. Но кое-кто заинтересован использовать беду 1916 года в интересах, для чего подыгрывают националистическим чувствам и инстинктам киргизов.

К примеру, задолго до нынешнего года, как по команде, появились разного рода общественные и гражданские объединения, медиа-ресурсы, в соцсетях сколачивались группы активистов откровенно антирусской и антироссийской националистически-подстрекательской направленности, содержание материалов и постов которых явно раскрывали явную направленность против России и членства Кыргызстана в братском Экономическом Союзе. В них события столетней давности целенаправленно преподносятся в одностороннем, антирусском и антироссийском ракурсе.

1E939187-B675-40F2-9AEB-66C3BFF08B93 mw1024 s n

В то же время в кыргызскоязычных СМИ имеются объективные сведения об истинных причинах, подлинных виновниках начала стихийного и жестокого народного восстания.

К примеру, правительственное издание “Кыргыз туусу” пять лет назад опубликовало материал на основе рассказов живых свидетелей Уркуна, данных исторических произведений кыргызских писателей и просветителей, отдельных ученых и публицистов.

Одно из таких свидетельств гласит о том, что когда был издан царский указ о призыве туземного населения на тыловые работы, сыновья известного предводителя северных кыргызов Шабдана, а также глава Кочкорской волости Канат ажы, предварительно дав согласие на набор для тыловых работ, затем устроили тайное совещание, где вместе с туземными волостными было решено никого никуда не отправлять, начать войну против русских.

После чего и все началось…

На фоне всеобщего антирусского психоза тщетными оказались усилия отдельных трезвомыслящих из числа туземных волостных управ.

Таких, как авторитетный на восточном Прииссыккулье Кыдыр аке. Его слова на народном сходе о том, что кыргызы уже полвека как подданные белого царя, и будет губительным пойти против царских вооруженных сил, о том, что речь идет не об отправке на фронт, некоторые агрессивно настроенные представители местных кыргызских родов восприняли в штыки, поскольку у них были искаженные сведения о начале бунта в Чуйском регионе и западной части озера.

Тем не менее, по данным той же “Кыргыз туусу”, некоторым авторитетным личностям из кыргызов сдержать туземцев от губительного восстания удержать удалось.

 Это, к примеру, аксакал Иманбек, отец репрессированного в 1937 году партийного и государственного деятеля Эркинбека Эсенаманова. О чем вспоминает в своих мемуарах другой, выживший от репрессий 1937 года общественный деятель, известный в Кыргызстане просветитель Зияш Бектенов.

Издание также сообщило и том, что призванные по царскому указу и отвезенные на тыловые работы на территорию нынешней Белоруссии 1000 человек из Таласского, 500 человек из Аксыйского региона живыми и невредимыми вернулись на родину. Среди них – Арстанаалы Осмонбеков, впоследствии герой гражданской войны и борьбы с басмачеством на юге Кыргызстана, командир добровольческого конного отряда Красной Армии.

229

Хочу сказать, что освещение и анализ подобных болезненных для всех сторон исторических событий, как Уркун 1916 года, нельзя отдавать на откуп непрофессионалам, ментально и агрессивно настроенным деятелям и организациям, тем, кто явно подыгрывает посторонним геополитическим игрокам-неучастникам той трагической драмы.

Честный, беспристрастный и трезвый анализ на основе подлинных документов и живых, не ангажированных воспоминаний непосредственных участников трагедии двух наших народов без вмешательства третьих сторон – вот главные условия и значение оценки трагедии вековой давности.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности