Творческая судьба известного скульптора-керамиста, члена Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров «IJOD» Натальи Доманцевич-Бабаевой неотделима от завораживающей стихии ее авторского почерка.
Творческая судьба известного скульптора-керамиста, члена Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров «IJOD» Натальи Доманцевич-Бабаевой неотделима от завораживающей стихии ее авторского почерка.
Излучающие тепло человеческих рук керамические изделия, привлекающая яркой палитрой скульптура — работы мастера сложно спутать с изделиями коллег, настолько своеобразен художественный язык ее искусства.
Наталья Доманцевич-Бабаева относится к редкой когорте современных художников, произведения которых «нетрадиционны», но в то же время пронизаны духом подлинного народного творчества.
Лишь немногим удается воплотить суть национальной культуры, перебросив при этом мост от художественных исканий прошлых тысячелетий к нашему времени. Наталья Доманцевич-Бабаева — одна из тех, кто воссоединяет в своем творчестве традиции прикладного мастерства с новейшими открытиями современного искусства.
В основе ее стиля, всегда узнаваемого, — игра на противоречиях. Особенно это проявляется в скульптуре — в монохромную цветовую гармонию этого вида искусства мастер умело привнесла яркие краски.
— Очень люблю дерево, — улыбается Наталья Анатольевна. — Вот только подход к нему как к рабочему материалу чисто женский. Меня не очень волнует порода, структура древесины. Гораздо важнее то, что скрыла за корой природа. Уловить это и воплотить с минимальным вмешательством — моя задача.
Помню свою первую работу — стелу из дуба высотой почти четыре метра, созданную по мотивам народного эпоса. Рубить дерево очень сложно, но если представится возможность, обязательно повторю этот опыт. Люблю «трудный» материал, когда успеваешь продумать и прочувствовать то, что делаешь.
Другая ипостась творчества мастера — керамика. В этом виде декоративно-прикладного искусства ее талант засверкал еще ярче. Серии светильников «Огни Ташкента» и «Дастархан» с прорезным орнаментом, мотивом которой стали виноград, арбузы и дыни, гранаты, композиция «Великий шелковый путь. Бухара, Самарканд, Хива, Ташкент» и многие другие работы в разные годы выставлялись в лучших столичных залах в рамках персональных и «сборных» вернисажей республиканского и международного масштабов. Потрясающие по красоте и силе вложенной автором фантазии изделия!
— Необходимо пройти хорошую школу, прежде чем начать воплощать свое творческое воображение в глине, — говорит Наталья Анатольевна. — Я с детства мечтала только об одном — лепить, но возможности обучаться мастерству у нас тогда не было.
Мою жизнь круто изменил переезд в столицу — меня записали в одну из художественных студий, где в то время преподавала известный скульптор Марина Бородина, заведующая сегодня кафедрой «Дизайн архитектурной среды» Ташкентского архитектурно-строительного института.
Встреча с этой замечательной женщиной, создававшей вокруг себя поле вдохновения, определила мой творческий путь. Чем больше узнавала о скульптуре, тем сильнее привязывалась к «трудному» виду искусства. Но так получилось, что поступила в Республиканский художественный колледж на отделение керамики. Об этом не жалею — учеба позволила овладеть цветом, твердым материалом.
Специальная печь для обжига — достопримечательность уютной мастерской. Ее мастер сделала своими руками. Рядом на столе ждут своего часа ажурные «гранаты», греют бока на солнце «сырые» кувшины — подобные вот уже пять лет в финале разбивает о сцену Молодежного театра Узбекистана главный герой спектакля «Созвездие Омара Хайяма».
— Больше ста перебили, — смеется Наталья Анатольевна. — Почти 15 лет работаю заведующей бутафорским цехом, а привыкнуть до сих пор не могу. Каждый раз, глядя на сцену, сердце кровью обливается. Но чего не сделаешь ради искусства?
Источник: «Правда Востока»