18+
29 Сентября 19:29
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Как казахи стали самыми грамотными

В Казахстане практически не заметили 100-летний юбилей Казахской (тогда Киргизской) автономной республики в составе РСФСР. Хотя именно это — точка роста для современного государства.

Сегодня советский период зачастую преподносится как сплошная череда трагедий и потерь. Но давайте посмотрим, например, на образование. 

Языком статистики

По переписи 1897 года в Привислинском крае (населенном в основном поляками и литовцами) к грамотным были отнесены 30,5 процента, в европейской части России – 22,9, на Кавказе – 12,4, в Сибири – 12,3, а в Средней Азии (включая весь Казахский край) – лишь 5,3 процента жителей.

Сегодня есть немало тех, кто призывает не верить последней цифре, – дескать, она явно занижена. Один из главных аргументов скептиков: в Российской империи грамотными считали умевших читать и писать по-русски, тогда как коренные этносы Средней Азии, в том числе казахи, получали образование на арабском, поскольку обучение велось в основном в школах религиозного типа. Давайте разберемся в этом вопросе глубже.

В источнике «Народное образование в довоенное время 1914-1915 гг.» содержатся сведения о количестве начальных школ, которые подразделялись на три категории – министерские (государственные), религиозные (церковно-приходские, магометанские, еврейские) и частные, а также о количестве учащихся. Согласно этому документу, в Средней Азии на тот момент количество обучающихся в школах всех типов составляло около 230 тысяч, или 20,6 в расчете на каждую тысячу жителей. Данные по отдельным областям отсутствуют.

В публикации  на e-history.kz утверждается (к сожалению, без ссылки на источник), что за период с 1898-го по 1914-й численность учащихся начальных школ в Казахстане выросла с 29,1 тысячи до 101 тысячи. Надо думать, главным образом за счет детей русских и украинских переселенцев, массовый наплыв которых произошел как раз в тот промежуток времени и для которых царская администрация в основном и открывала учебные заведения. На том же портале можно прочитать: «В шести областях Казахстана в период 1897-1916 гг. механический прирост населения составил 1301,4 тыс. человек». (Имеются в виду именно 1,3 миллиона переселенцев).

Но даже с учетом этого количество учащихся начальных школ в расчете на каждую тысячу жителей составило 19,1 – меньше, чем в целом по Средней Азии. А ведь на остальной ее территории, населенной узбеками, сартами, туркменами, таджиками и т.д., переселенцев было немного.

Отсюда можно сделать вывод: у казахов процент детей, получавших начальное образование, был заметно ниже, чем у других основных этносов Средней Азии. Еще более значительным было отставание от Европейской части России (47,4) и Сибири (35,9). Это соотношение в общем-то подтверждает результаты переписи 1897-го. Как подтверждает их и приведенная выше цифра с казахстанского исторического сайта: в 1898-м, до массового столыпинского переселения, в начальных школах проходили обучение лишь 29,1 тысячи детей. Это при почти четырехмиллионном казахском населении. По сути, учился только один ребенок из 30-40.

Еще один миф…

Теперь о том, много ли казахов получали образование на арабском языке в религиозных учебных заведениях — «мектебах». В названном выше источнике есть данные за 1911 год о количестве «магометанских», или мусульманских, школ и обучавшихся в них детей отдельно по каждой области Средней Азии. Вот эти цифры.

Количество «магометанских» школ и обучавшихся в них детей (данные на 1911 год)

Самыми казахскими областями в то время были Тургайская, где представители нашего этноса составляли 90,6 % населения, и Семипалатинская – 88,3%. В Уральской их удельный вес был равен 71,3%, в Акмолинской – 62,6%. В этих четырех областях суммарно насчитывалось лишь 83 школы такого типа и всего-то около четырех тысяч учащихся – в 15 (!) раз меньше, чем в Ферганской и Самаркандской вместе взятых, хотя численность населения была примерно одинаковой (в обоих случаях порядка трех миллионов человек).

Особняком стоит Сырдарьинская область, где было свыше девятисот «магометанских» школ и около двадцати тысяч учащихся. Это можно объяснить специфичной структурой ее населения: свыше трети составляли оседлые мусульманские народы – сарты, узбеки, каракалпаки и т.д., к тому же большинство казахов (около 70% от их количества) проживало в Чимкентском, Аулие-Атинском и Ташкентском уездах с их довольно развитым земледелием и сильным влиянием ислама. 

Как видим, на основной части территории обитания казахского народа мусульманские «мектебы» не получили широкого распространения. Скорее всего, это было связано как с кочевым образом жизни (открытие школ в таких условиях затруднительно), так и с относительно слабым проникновением сюда ислама. А потому часто звучащее сегодня утверждение, будто до революции многие казахи получали знания на арабском, выглядит, мягко говоря, неубедительным.

Перед началом первой мировой войны во всей Средней Азии насчитывалось 28 гимназий (большей частью женских) и 5 реальных училищ с контингентом учащихся соответственно 10.204 и 1.387. Надо полагать, в основном это опять-таки были дети русских переселенцев. А высших учебных заведений во всем огромном регионе не было вовсе.

Тогда как, например, в украинских губерниях к тому времени работали пять вузов, в Сибири – три, в Закавказье – один. Были они в Саратове, Казани… Я уже не говорю про Санкт-Петербург и Москву.

В Индии уже к концу 19-го века было открыто 25 колледжей и несколько университетов. В Алжире первый университет появился в 1909-м, на Филиппинах – годом раньше… Иначе говоря, мы, казахи, были среди явных аутсайдеров не только в Российской империи, но и в мире.

Все познается в сравнении

Советскую власть можно не любить, даже проклинать. Однако то, что она сделала для просвещения трудно переоценить. За время пребывания в составе СССР казахский народ совершил беспрецедентный рывок сначала в образовательной, а потом в культурной и научной сфере.

Приведу только два факта, как бы итоговых. Согласно данным на 1989 год, на каждую тысячу лиц в возрасте 15 лет и старше в СССР приходилось 812 человек со средним (полным и неполным) образованием. В Казахстане этот показатель составил 838. Для сравнения: в РСФСР – 806, Украине — 794. Но особенно впечатляет количественный рост казахской молодежи, обучавшейся в высших учебных заведениях.

К 1985-му число студентов в расчете на каждые 10.000 человек среди казахов достигло 232, тогда как у русских – 203, азербайджанцев – 157, узбеков – 137, а в целом по огромной стране, занимавшей одну шестую часть суши, – 188. Цифры выведены на основе данных, которые содержатся в ежегодном статистическом сборнике «Народное образование». А ведь тогда, в отличие от дня сегодняшнего, в Казахстане были настоящие вузы, был реальный конкурсный отбор – на поступление в них могла рассчитывать примерно лишь четверть выпускников школ. Да, конечно, они уступали московским, новосибирским, но в большинстве своем давали полноценное образование.

Между тем, в упомянутых «постколониальных» Индии и Алжире количество студентов на 10.000 человек составляло на тот момент соответственно 55 и 89, в Турции – 71, в Китае – 19, в социалистической Польше – 94. В Великобритании, Германии, Франции он колебался от 112 до 162. И только США с Канадой оказались впереди.

В плане общего уровня грамотности, процента охвата детей и юношей школьным, средним специальным и высшим образованием поздний СССР мог дать фору подавляющему большинству даже самых развитых стран. Другое дело, что обучение было чересчур идеологизированным. Но в целом советская система образования на общепланетарном уровне смотрелась более чем достойно.

По крайней мере, казахи всего за 70 лет выбились из откровенных аутсайдеров Российской империи в число лидеров среди народов Советского Союза, который, в свою очередь, стал одной из самых образованных стран мира. И это непреложный исторический факт.

К великому сожалению, сегодня мы неуклонно движемся в обратном направлении…    

Женис Байхожа

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности