9 января исполнилось 75 лет лауреату Государственной премии, академику Академии художеств Узбекистана, заслуженному деятелю искусств Владимиру Ивановичу Бурмакину.
Адрес прописки – Ташкент
Вся его жизнь связана с Узбекистаном. Бурмакин родился в Екатеринбурге 9 января 1938 года, в том же году семья переехала в Ташкент. Семилетку закончил в знаменитой столичной школе № 50.
Рисовать Вова начал с трёх лет. Он хорошо помнит, как на день рождения тётя подарила цветные карандаши и альбом:
– Рисуй, твой папа был художником!
Закончив семилетку, поступил в Республиканское художественное училище имени П. Бенькова в мастерскую В.И. Жмакина и в 1957 году защитил диплом с отличием. После училища он работает в Самарканде школьным преподавателем рисования и черчения, а через два года – главным художником Дома офицеров в Ташкенте, где одновременно ведёт изостудию для детей.
Затем учёба в Ташкентском театрально-художественном институте под руководством профессора, народного художника СССР, академика Рахима Ахмедова. Он также изучал различные виды искусства у таких ведущих мастеров, как резчик по ганчу Ташпулат Арсланкулов и замечательный портретист Абдулхак Абдуллаев.
Ему повезло на учителей, у каждого из них он брал всё лучшее. У Ахмедова он осваивал цветной колорит, у Абдуллаева – психологизм, а уроки резьбы по ганчу Арсланкулова помогли проникнуть в природу национального орнамента. И поэтому работы Владимира Бурмакина красочны и монументальны, очень индивидуальны и глубоко национальны.
Он принимал участие во многих выставках и биеннале, но в любой экспозиции его картины заметно отличались. Бурмакин – художник, прошедший великолепную школу и, несомненно, масштабного дарования.
За свою большую творческую жизнь он исколесил многие страны мира, бывал во Франции и Англии, в Германии и США, на Кубе и в Марокко, в Индии и Австрии, в Швейцарии и Турции. Не один раз ему предлагали сменить гражданство, сулили большие деньги и славу, но он отшучивался: «Кто хоть раз пилу воду из Салара, тот обязательно вернётся в Ташкент!».
Из всех дальних стран он неизменно возвращался в свой город детства, как большой корабль – в родную гавань.
Байсунская мадонна
В середине 60-х годов прошлого столетия он сблизился с художником Рузы Чарыевым – выпускником Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. И эта встреча многое изменила в их жизни и творчестве, неуёмная энергия Чарыева передалась и Бурмакину.
После промозглой «северной столицы» Рузы очень скучал по родной Сурхандарье, где ослепительное солнце и смуглые, добрые люди.
И они вместе едут в этот удивительный край, где в один день можно увидеть четыре времени года: зиму – на снежных вершинах гор и весну – на альпийских лугах, лето – в палящих жаром песках и осень – в багрянце садов. В Сайробе они увидели чинару, в дупле которой в начале прошлого века размещалась небольшая школа, а в Байсуне – женщин, которые под певучие песни вышивали тюбетейки. И в их узорах они любовно изображали краски окружающей природы. Вот – голубой цвет – неба, белый – цветение черешен весной. Жёлтый – поспевающих хлебных нив, красный – созревших яблок…
Из Питера Чарыев приехал с молодой женой Мариной, и с восторгом знакомил её и друга со своим миром детства. А в родном кишлаке их встретили как самых дорогих людей. Они жили в доме тёзки Чарыева, чья жена в свои неполные тридцать лет уже имела пятого ребёнка.
Она и стала прототипом знаменитой «Байсунской мадонны». Сюжет картины прост и лаконичен: молодая женщина в национальном одеянии держит в руках малыша. Позади – родной кишлак, где дома, как ласточкины гнёзда, нанизаны один на другой. Но в печальных глазах матери столько нежности, любви и тайны, что от портрета трудно оторвать глаза. Эта картина – подлинный гимн узбекской женщине, материнству.
В 1968 году «Байсунская мадонна» экспонировалась в Москве, в Манеже, на Всесоюзной выставке. Она трижды бывала в Париже, была и на Международной выставке в Ганновере (Германия). И всюду вызывала настоящий фурор!
Дружба двух художников взаимообогащала. Кстати, также замечательный по глубине, камерный портрет этой женщины написал и Рузы Чарыев. Порой художники могли спорить до полуночи. Случались и курьёзы. Однажды Бурмакин пришёл в мастерскую Рузы и застал того пишущим обнажённой жену. Он сразу увидел ошибку в рисунке Рузы, стал живо объяснять, а на раздетую Марину они даже не смотрели. В ту минуту для них она была не женщиной, а моделью.
Верность музе
Владимир Бурмакин стал одним из первых художников в Узбекистане, которому в 60-е годы удалось всколыхнуть устоявшиеся представления и стереотипы мышления. Большая персональная выставка в 1969 году в ташкентском «Доме знаний», совместно с Рузы Чарыевым, стала сенсацией своего времени, позволила совершенно иначе взглянуть на сам процесс творчества, вызвав негодование у одних и надежду в безграничные возможности творчества – у других. Многие годы после легендарной выставки не ослабили внимания к творчеству Бурмакина, всегда оригинально мыслящего.
Тогда вместе с Чарыевым он активно поддерживает идею замечательного художника Чингиза Ахмарова о том, что узбекские художники должны отойти от традиций европейской школы и вернуться к своим истокам. Благодаря во многом именно Ахмарову возродилась восточная миниатюра, замечательная школа Камолиддина Бехзода.
Владимир Бурмакин никогда не унывал. Все жизненные трудности принимал легко, смотрел как на преходящее. И всегда считал, что главное – творчество. Он писал древние памятники Самарканда и Бухары, новостройки Ташкента. Подружившись с директором Института физики, академиком Садыком Азимовым, написал замечательную серию портретов учёных. Ему всегда были безразличны ранги и звания, но близки – душевность, верность долгу и родной земле. И вот появляется цикл работ «Люди в белых халатах», «Сталелитейщики». Он создал целую галерею портретов сельских тружеников и строителей.
Говорят, что если человек одарён, то – во всём. Художник тонко чувствует музыку, не зная нот, великолепно играет на фортепиано. И этот фактор тоже дал толчок для создания цикла портретов музыкантов.
Но особое место в его творчестве занимает серия женских портретов. Над ней он трепетно работал всегда, находит вдохновение и сегодня.
Бурмакин – художник многоплановый. Он создал много монументальных работ. Это рельефы на фасаде дворца «Истиклол», оформление станции метрополитена «Пахтакор», мозаики и росписи спортивного комплекса «Трудовые резервы» и росписи фасада ресторана «Зарафшан», мозаики ташкентского ипподрома и многое другое.
17-71
Так называлась экспозиция, которая в ноябре 2010 года с большим успехом прошла в ташкентском Доме фотографии. Это была совместная выставка Владимира Бурмакина и выпускницы Республиканского колледжа дизайна имени А. Ходжаева Фаины Юнусовой. Возраст художников и стал названием выставки!
Как принято на Востоке, устоза и шогирда связывает крепкая дружба. Владимир Иванович сразу распознал в Фаине незаурядный талант, не жалея времени щедро делился своим богатым опытом. И она оправдала надежды устоза. С отличием закончив колледж, Фаина поехала в Москву и поступила в один из лучших вузов России – Высшую художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова.
И такие путёвки в большую жизнь он дал многим ученикам. Вот и в апреле прошлого года в тех же залах ташкентского Дома фотографии открылась его совместная выставка с молодой и одарённой художницей Анастасией Никитиной. Она называлась «Сопричастие».
Эти дуэты – мудрый и дальновидный поступок зрелого художника. Ведь поддержать талантливого человека в самом начале его творческого пути – многое значит. Об этом красиво сказал художник Янис Салпинкиди: «Словно орёл, посадив на крыло орлёнка, учит большому полёту, так и Бурмакин растит своих учеников».
Педагогической деятельности в родном училище и институте он отдал 40 лет, за эти годы воспитал целую плеяду учеников.
Родина высоко оценила талант и гражданскую позицию художника. В
В последние годы художник выполнял монументальные художественные работы при оформлении зданий Международного аэропорта и Сената в Ташкенте, а также Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои. Именно за эти монументальные работы он был удостоен звания лауреата Государственной премии в канун 20-й годовщины Независимости Узбекистана.
Работы Владимира Бурмакина несут в себе энергию здоровой, нравственной и духовной силы, утверждают радость бытия и силу творческого духа, данную человеку Богом и природой. В этом художник видит своё предназначение.
В эти дни в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана развёрнута большая экспозиция «Полёт мыслей» художников-академиков. Сходите, посмотрите – большой раздел в ней посвящён и нашему юбиляру.
Источник – «Новости Узбекистана».