18+
29 Ноября 15:39
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Вверх по течению

В Центральном выставочном зале Академии художеств заканчивается выставка Алексея Дмитриева под выразительным названием «Большие книги»

Вверх по течению

Участники программной творческой встречи под девизом «Театр и Книга. Пространство для творчества» в один голос твердили о том, какое удивительное впечатление произвели на них  короткометражный документальный фильм о мироощущении Алексея Константиновича (фильм Анны Швед «Вверх по течению») и об Алтае, в котором с 1991 года живет и черпает вдохновение, творческую энергию и душевное согласие с миром Алексей Дмитриев — не только посредством искусства, но и, как приятно обнаружилось, в спортивном зале Айкидо.

Два с половиной часа увлекательного рассказа художника о своем творческом поиске и его обретениях.

Оказалось, что иллюстрированию книг для московского издательства «Арбор» он отдает свое сердце с начала нулевых; зрители узнали о многих  деталях работы над очередным книжным проектом, о роли иллюстратора в общем процессе, а также подробности создания образов для прославленных литературных сочинений: «Остров сокровищ» Р.Стивенсона, «Путешествия Гулливера» Д.Свифта, «Три толстяка» Ю.Олеши, «Собачье сердце» М.Булгакова. И это помимо тех 81 иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, «Басням» И.А.Крылова и «Уральским сказам» П.П.Бажова, которые были представлены здесь же за дверью лекционного зала — в выставочном зале Академии художеств.

 Визуально подтвержденный разговор, окутывающий зрителя чарующим волшебством и погружающий его в мир добрых сказок, наивных тайн и счастливых воспоминаний. Точь по видению французского эссеиста Поля Валери: «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью». И по личному принципу А.Дмитриева – в «соединении духа и материи во имя материализации духовного начала», и по тому трепетному отношению к  сценографии, которое ощущается в каждой из его работ.

Между тем, А.Дмитриева называть «дорогим гостем Ташкента» вряд ли получится. Он наш и по рождению, и по школе, и по театрально-художественному институту им.А.Островского.

Его любовь к живописи крепла в стенах известной художественной студии во Дворце текстильщиков под руководством замечательного Якова Фрумгарца.

Алексей все детство провел за кулисами: его родители – Константин Дмитриев и Тамара Аванесянц – были блестящими актерами Ташкентского русского драматического театра им.М.Горького, под влиянием отца Алексей получил первую страсть к рисованию.

 С дипломом  декоратора, он с 1985 г. работал главным художником в ташкентском ТЮЗе, на киностудии «Узбекфильм», в Государственном академическом русском драматическом театре им.М.Горького и в театре «Ильхом», а после переезда в Горно-Алтайск — главным художником Национального драматического театра Республики Алтай.

В качестве художника-постановщика и художника по костюмам сотрудничал с театрами разных городов Узбекистана и России, создавая эскизы более чем к 60 спектаклям.

Вверх по течению

С 1993 г. он член Союза Театральных деятелей России, с 2000 г. — Союза художников России. Алексей Дмитриев — участник персональных и групповых выставок в России, Узбекистане и других странах; он обладатель Гран-При Всероссийского Фестиваля-конкурса современной живописи «Золотая кисть – 91» (ЦДХ, Москва), лауреат Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск» (2011) за иллюстрации к книге Д.Свифта «Путешествия Гулливера» (ЦДХ, Москва); лауреат Международного конкурса «Образ книги» (2018) за иллюстрации к книге Л.Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине» (ВДНХ, Москва); лауреат ежегодной премии правительства Республики Алтай в области театрального искусства (2017) и лауреат Cheltenham Illustrations Awards (UK, 2018).

Работы художника находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира.

Испытанная практика: когда вы берете в руки хорошую книгу, перед вами раскрывается кладезь мудрости и нескончаемый источник, питающий воображение. В то же время, каждая из представленных в нынешней экспозиции работ живет уже своей новой жизнью – иллюстрациями они остались в дивных книжных изданиях «Арбора».  Будь они черно-бежевыми с минимальной детализацией или многослойно-живописными и детализированными, всюду виден чистый свет в природном цвете.

Сохраняя скрытую словесную форму, заложенную гением литературного классика, художник приглашает не только в лучшее путешествие в мир литературы, но вполне открывает уже новое содержание и визуальным эффектом предлагает развитие совершенно нового чарующего сюжета по всем требованиям к сказочному миру, в котором все возможно и все удивительно, в котором реальность живет в одной плоскости с выдумкой.

Будучи человеком театра,  А.Дмитриев подходит к этому делу как к постановке спектакля, стараясь создать на полотне некое действо литературного персонажа. Предлагает очень чувственно, эмоционально, динамично и в новых обстоятельствах предполагаемого развития действия все как будто вот-вот оживет. Кистью и огромной любовью художник умело передает волшебство  сюжета, а каждая картина — это маленькая история, где зритель становится свидетелем долгожданной знакомой встречи или совсем другой истории.

Не в этом ли заключается «Искусство» — чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном, а художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

Или, как понимал великий А.Эйнштейн: «Искусство – это выражение самых глубоких мыслей самым простым способом».

Накануне открытия выставки художник, приглашая «всех своих ташкентских друзей, друзей молодости и новых», признался в соцсети: «Когда в 2018 году мы с Сергеем Косьяновым, руководителем издательской группы «Арбор», представляли ташкентцам более 20 графических работ, созданных для «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева, Акмаль Нур сказал, что хорошо было бы сделать выставку иллюстраций не к одной книге, а к нескольким. Ну, вот и «Большие книги»…», вот и продолжение.

К слову, повесть о проделках бухарского острослова и мудреца с иллюстрациями Алексея Дмитриева в том же 2018 г. была отмечена дипломом на Международном конкурсе «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков».

 Идея  председателя Академии художеств Узбекистана вызревала и благодаря Ирине Юрьевне Хилковой, которую художник определяет «главной движущей силой этого проекта», а также при ощутимой поддержке Представительства Россотрудничества в Узбекистане, Академии Художеств Узбекистана, Дирекции выставок и издательской группы «Арбор», любезно предоставившей иллюстрации для экспонирования.

Позже многочисленные зрители открывшейся выставки присоединились к благодарностям «виновникам» знаменательного события в культурной жизни столицы Узбекистана

1 июня, в Международный день защиты детей, под девизом «Читаем классиков: Пушкин, Крылов, Бажов» проходил конкурс чтецов. В ЦВЗ школьники и исполнители постарше во всей своей щедрой эмоциональной палитре декламировали любимые произведения. А гении благодушно взирали со своих портретов на «племя младое, незнакомое».

Все вместе напоминало открытое окно — такую простую и обыденную вещь, — сколько прекрасного может открываться с его помощью, с времен многовековой догутенберговской давности, когда к книге относились как к драгоценности.

Вверх по течению

Талантливый сценограф, иллюстратор, дизайнер, фотографирующий художник, но прежде – живописец. Алексей Дмитриев продолжает двигаться «вверх по течению», сохраняя свои художественные принципы, которые находят воплощение в новых проектах, в новых идеях и перспективах, подтверждая известную истину, высказанную однажды Оскаром Уайлдом:  «Искусство – единственная серьезная вещь в мире, но художник – единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным». Для ищущей натуры художника нет отыгранных и проходных ролей, сданных вместе с костюмом в театральный гардероб. Он даже может позволить себе быть «голодным» — главное, чтобы почитатели его таланта оставались сытыми.

«Посеешь добро — урожай будет добрым. Мы должны понимать, что все, что мы делаем, возвращается к нам». (Восточная мудрость)

Здесь сенсей Дмитриев, лучше других знающий секрет Айкидо, продолжает учиться преодолевать себя во имя достижения гармонии с Вселенной.

Георгий Сааков

Фото Умара Курбанова, Игоря Тена, Гули Мансуровой и автора

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности