18+
01 Июня 21:11
Онлайн карта распространения коронавируса
Онлайн карта распространения коронавируса
Будущий ректор МГУ не сдал бы ЭГЭ

Глава Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко признал, что система ЕГЭ порождает массовые подлоги. Его выступление на конференции министров образования стран СНГ в Душанбе цитирует ИТАР-ТАСС.

Глава Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко признал, что система ЕГЭ порождает массовые подлоги. Его выступление на конференции министров образования стран СНГ в Душанбе цитирует ИТАР-ТАСС.

По словам Фурсенко, в ходе контроля за проведением ЕГЭ вскрылась гораздо более масштабная проблема – «проблема обмана, нарушений, пронизывающих практически всю систему образования».

В Рособрнадзоре уже сообщили, что в 2011 году «аннулированных результатов ЕГЭ и удалений с экзамена в связи с нарушением процедуры значительно больше, чем в предыдущие годы».

Так, в ряде регионов были выявлены факты использования участниками ЕГЭ мобильных телефонов на всех предметах, включая математику, после чего выпускников удаляли с экзамена. В частности, подобные факты выявлены в Москве, Челябинской, Иркутской области, Алтайском и Красноярском краях.

Рособрнадзор готовит иски к нескольким сайтам, на которых предлагалось решить варианты ЕГЭ за деньги, а также к группе социальной сети «ВКонтакте», где были выложены 300 вариантов контрольно-измерительных материалов, сфотографированных на телефон, из них 200 уже идентифицированы.

Получил широкую огласку и случай сдачи ЕГЭ московскими студентами за выпускников. По последним данным, все они будут отчислены из вузов, а те, кто допустил подобную халатность и не проконтролировал соблюдение всех процедур, понесут строгие наказания. Фурсенко не исключил, что дело дойдёт и до уголовной ответственности.

Досрочный ЕГЭ показал настолько высокие баллы на Кавказе и в Приморье, что Рособрнадзор пообещал их пересмотреть. А институт общественных наблюдателей в ряде регионов заподозрен в коррупции. О том, как изменился ЕГЭ и как он будет меняться в будущем, расказал ректор МГУ Виктор Садовничий.

–Я оппонировал инициативе быстрого ввода ЕГЭ и доказывал, почему этого не надо делать. Дискуссия длилась около десяти лет. Она сыграла свою роль – удалось чуть-чуть подготовиться к введению ЕГЭ. Но то, как он проводится, говорит о том, что мы пока недостаточно готовы к системе тестирования. Я считал и считаю, что Единый государственный экзамен не может быть единственным способом приёма студентов в вузы. В том виде, в котором принят, он остаётся способом измерения некоторого объёма знаний, и в меньшей степени – его качества. Отсюда и возникают проблемы. Надо наращивать степень проверки качества знаний и развивать способности думать и сопоставлять.

Думаю, для окончательных выводов надо дождаться итогов основной волны ЕГЭ, которая закачивается после 20 июня. Предварительно же хочу заметить, что как всякий измерительный подход,ЕГЭ имеет недостатки.

Они связаны с тем, что не совсем учитывают психологические особенности ученика: часто так бывает, что способный человек теряется, когда ему приходится не думать, а выбирать мнение из набора предложенных. Он приучен к рассуждениям и сопоставлениям, чего, к сожалению, не требует ЕГЭ. В этом его конструктивный недостаток.

ЕГЭ не даёт возможности выяснить, умеет ли человек мыслить. Я, например, не смог бы поступить в МГУ через ЕГЭ. Я закончил вечернюю школу в Донбассе. У нас в программе не было раздела «Логарифмы». Когда я поступал на мехмат МГУ, мне попался именно этот вопрос – «Логарифмы». Я честно сказал: «Не знаю». Комиссия была в шоке.

Её члены переглянулись и спросили: «Ну а показательную функцию знаете?» – «Знаю», – отвечаю. А это обратная логарифмам функция. «Ну, вот, – предлагают они, – через неё и доказывайте свойства логарифма». Я так и сделал. Экзаменационная система дала мне шанс.

ЕГЭ принят законом. У него есть плюс – по замыслу, он даёт равные стартовые возможности для всех. Но я убеждён, что он требует сильного усовершенствования. Согласитесь, это исключительный случай, когда президент страны создаёт президентскую комиссию во главе с руководителем своей администрации для анализа ЕГЭ.

Я вхожу в эту комиссию и могу сказать, что внутри неё есть очень разные точки зрения на эту систему экзаменования. Дискуссия продолжается.

Среди среднесрочных предложений – введение двух ЕГЭ по математике. Один общий – как аттестация об окончании 11-го класса, другой – специализированный. Для математических факультетов и инженерных вузов аттестационный экзамен по математике ничего не даёт. Поэтому введён второй добровольный экзамен по математике, получивший название «профильный».

Я также поднял вопрос об истории, литературе и русском языке. Они не поддаются формализации Единого госэкзамена. Эти предметы требуют позиции, творческого озарения, широты мышления и богатства речи. Поэтому я настаиваю в экзаменах по этим предметам максимально уйти от тестовой формы. Комиссия моё предложение приняла, но как предложение. Пока эти экзамены будут проводиться по старой схеме.

Я предлагаю и нахожу робкую поддержку создавать независимые центры сдачи ЕГЭ при университетах. Такая практика есть в Европе. И наши вузы в этом заинтересованы – чтобы конкурировать.

Репутация создаётся, в том числе, из качества абитуриентов, которых бы помимо школ и по желанию выпускников тестировали независимые центры. Если ЕГЭ пройдёт в независимых центрах и по новой методике, а также без технических и организационных сбоёв, то у общества будет шанс увидеть ЕГЭ как бы в «чистом виде». Это поможет по существу оценить систему государственной оценки знаний.

Вообще, такой обновлённый ЕГЭ был бы тестом и для общества: чтобы преодолеть нынешнее болезненное отношение к ЕГЭ, надо дать ему выбор.

Кстати, действующий пример такого выбора – система олимпиад, организованных при поддержке Минобрнауки и РАН. Она, как показала практика, тоже несовершенна. Но после того как были упразднены вузовские и межвузовские олимпиады, а остались только всероссийские, качество их выросло.

Олимпиады как вид интеллектуальных соревнований помогают выявить талантливых школьников. Такую задачу не может решить ЕГЭ, они у него просто другие – оценка качества знаний на основе стандартов, которые пока болезненно, но формируются.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...