Даниил Сахненко рассказал свою историю о том, как несколько лет назад, будучи гражданином Молдавии, он стал студентом российского вуза, а потом и участником Госпрограммы по переселению соотечественников. После Великой Отечественной войны в Кишинев перевели служить прадеда Даниила, там и обосновалась его семья. Старшеклассником Данила вместе со своими родными вступил в русскую общину в Молдавии, которая по сей день объединяет русскоговорящих жителей страны. Когда пришло время определяться с будущей профессией, юноша решил прибегнуть к помощи программы для соотечественников, желающих получить образование в России. Благодаря ей, выпускники молдавских школ могли поступить в российские вузы на бюджетные места.
Даниил Сахненко рассказал свою историю о том, как несколько лет назад, будучи гражданином Молдавии, он стал студентом российского вуза, а потом и участником Госпрограммы по переселению соотечественников.
После Великой Отечественной войны в Кишинев перевели служить прадеда Даниила, там и обосновалась его семья. Старшеклассником Данила вместе со своими родными вступил в русскую общину в Молдавии, которая по сей день объединяет русскоговорящих жителей страны.
Когда пришло время определяться с будущей профессией, юноша решил прибегнуть к помощи программы для соотечественников, желающих получить образование в России. Благодаря ей, выпускники молдавских школ могли поступить в российские вузы на бюджетные места.
География была широкой, перечень специальностей тоже радовал разнообразием.
– Почему в Россию решили поехать учиться? Только из-за программы? – интересуюсь у Даниила.
– Не совсем… – молодой человек задумался на минуту. – Понимаете, я мог бы поступить и в молдавский вуз. Это ненамного сложнее было бы, но – как бы поточнее сказать – бесперспективнее. Я тогда уже это понимал, а, поучившись в России, убедился, что был прав, и что лучше мне остаться жить здесь.
Вуз я выбирал по географическому принципу: чтобы находился в крупном городе в центральной части России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Жизнь в столицах моя семья финансово бы не потянула, а работать мне еще было рано – в приоритете была именно учеба. Так, выбор пал на Нижний Новгород.
Весной 2006 года я написал заявление о том, что хочу учиться в России. А в этом году уже диплом получу, смогу работать по специальности.
О Программе содействия переселению соотечественников узнал в 2008 году, и она вызвала живой интерес. Я сразу ознакомился с этим проектом. Программа тогда была не такой, как сейчас. Поначалу она меня не вдохновила: была жесткая привязка к конкретным территориям и профессиям.
Да и регионов, где она действовала, было совсем немного, например, Нижнего Новгорода не было. Однако на семейном совете мы решили: будем переезжать, пускай и не по Программе. Что ни говори, но и я, и мои родители, бабушка, дед – мы все носители русского языка, русской культуры, хотя по воле судьбы нам и пришлось провести годы в другой стране.
Первыми переехали мама Даниила Татьяна Валерьевна и отчим Константин Николаевич. Семья Сахненко пошла стандартным для всех иностранных граждан, желающих жить в России, путем: разрешение на временное проживание, вид на жительство. Следующий шаг – обретение крыши над головой. Продав жилье в Молдавии, семья купила частный дом в деревне Березовка Богородского района Нижегородской области. Там они теперь и живут впятером – позднее к Даниилу и его родителям присоединились бабушка с дедушкой.
Когда «квартирный вопрос» был решен, Сахненко занялись оформлением разрешения на работу, а затем и поиском подходящих вакансий. Поначалу было сложно, многие предприятия побаивались брать на работу иностранных граждан. В это время усилилась борьба с нелегальной миграцией, и пострадали, к сожалению, многие законопослушные соотечественники, у которых с документами было все в порядке.
К счастью, проблемы с трудоустройством позади. Теперь Константин Николаевич работает шофером, а Татьяна Валерьевна – инженером связи в ОАО «Волгателеком». Сам Даниил, продолжая учиться, трудится логистом в транспортной компании.
Если бы Программа тогда работала, многих сложностей можно было бы избежать – а так все приходилось делать самостоятельно. Но вот осенью прошлого года произошло судьбоносное событие. В доме Сахненко раздался телефонный звонок – оказалось, представители УФМС России по Нижегородской области. Они сообщили, что Программа содействия переселению зарубежных соотечественников была реформирована, и теперь семья из Молдавии, живя в Нижнем Новгороде, может вступить в нее. Пообещали выплату подъемных и получение гражданства в ускоренном порядке. Даниил и его родные долго не раздумывали: Татьяна Валерьевна написала заявление, все члены семьи были вписаны в анкету.
– Условия Программы серьезно изменились в лучшую сторону, – рассказывает Даниил. –
Список регионов-участников был значительно расширен. Не стало привязки к конкретным профессиям. Переселенцы получили право на мобильность – возможность жить в определенном месте, а работу находить в пределах всей области. Я, например, работаю в Нижнем Новгороде, а живу в Богородском районе (кстати, он стал одной из территорий вселения в регионе). Многие накладные расходы: транспортные (при переезде), госпошлины – компенсируются. Теперь не надо ежегодно получать разрешение на работу и платить за него.
Участникам Госпрограммы положены подъемные (сейчас ждем, когда пройдут все административные процедуры), предоставляются льготы по оплате коммунальных платежей. И главное – значительно сокращается срок получения российского гражданства и упрощается его процедура.
Я подал заявление – обещали рассмотреть за два месяца. А так бы я получал российское гражданство лет семь-восемь.
– Конечно, есть и недостатки. Из минусов могу назвать то, что Программа не решает вопрос с жильем. Еще очень долгая процедура выплаты подъемных, нужно запастись терпением. Кроме того, бывают случаи «буквоедства» и излишней дотошливости. Например, моей маме, которая родилась и выросла в городе Балка, под Одессой,
чиновники сказали, что такого города не знают, и надо принести подтверждение из областной библиотеки о его существовании на территории бывшего СССР. А у дедушки с бабушкой отказались принимать их свидетельства о рождении, сославшись на их неприглядный внешний вид (это сколько же лет минуло, война прошла!), несмотря на то
что их подлинность была заверена нотариусом.
К слову сказать, бабушка с дедушкой пока получают молдавскую пенсию на банковскую карту. Переоформлением пенсий будут заниматься после получения российского гражданства. Пока они ждут подтверждений своих свидетельств из Казахстана и Украины. А города Акмолинска в Казахстане, где родился мой дед, уже давно не существует – и это тоже надо подтверждать.
В некоторых документах написано «КишинЁв», а в других – «КишинЕв». Нужна справка о том, что это идентичные населенные пункты. Я бы хотел обратиться к сотрудникам ФМС России и другим ответственным лицам: если хотите помочь соотечественникам, то упростите максимально процедуру оформления бумаг, не занимайтесь «крючкотворством».
Пусть восторжествует здравый смысл, тогда мы быстрее достигнем тех целей, которые стоят перед Программой.
Хорошо, что она есть, лично моей семье Госпрограмма очень помогла. Сейчас у меня и всей моей семьи есть медицинская страховка, мы имеем практически все права, что и граждане России. Вступив в Программу, я неоднократно ощутил на себе ее преимущества. Например, когда устраивался на работу, я показал своему начальнику свидетельство участника и, согласно правилам, смог сразу же оформиться.
Кроме того, теперь я являюсь «налоговым резидентом» – плачу такие же налоги, как и остальные граждане России – 13%, а не 30%. Это тоже важно.