18+
26 Апреля 13:07
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

За что расстреляли хозяина ташкентского «Колизея»

В изданном ровно сто лет назад (1912г.) историческом очерке А.И.Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем» было сказано, что цирковые представления в столице Туркестана начались в середине 1880-х годов, однако в городе тогда еще не было специального помещения и потому.

В изданном ровно сто лет назад (1912г.) историческом очерке А.И.Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем» было сказано, что  цирковые представления в столице Туркестана начались  в середине 1880-х годов, однако в городе тогда еще не было специального помещения и потому гастролеры выступали в палатках близ здания биржи.

«Постоянный же цирк на Джизакской улице вблизи городского сада, – писал Добросмыслов, – построен армянином Цинцадзе 8-9 лет тому назад. Цирк редко бывает пустой, всегда есть какая-нибудь труппа, обирающая публику».

С именем этого человека у пожилых ташкентцев ассоциируется  здание театра «Колизей» – первое кирпичное здание в Средней Азии и первый вообще стационарный театр. Кстати, оно одно из немногих уцелело во время трагического ташкентского землетрясения 1966 года.

Георгий Цинцадзе, ошибочно названный автором книги армянином, родился  в 1868 году в деревне Земо-Парцхма Чохата­урского уезда Грузии в довольно состоятельной семье Мирзы Цинцадзе и  Вардо Шарашидзе. 

В 1882 году  четырнад­цатилетнего мальчика забрал к себе в Ташкент его крестный Давид Лежава. Обнаружив у мальчика сильный и красивый голос, крестный послал его учиться в Германию. Однако певца из Георгия не вышло, и он вскоре  вернулся в Ташкент.

Через некоторое время при поддержке Давида повзрослевший Георгий,  уже твердо стоявший на ногах, женился на Софье Накашидзе-Беридзе, девушке из обедневшего княжеского рода,  бабушка которой  была некогда  фрейлиной при дворе Александра III.

У Георгия и Софьи родилось семеро детей – один  сын и шесть дочерей. Цинцадзе, решив заняться   гостиничным бизнесом,  построил в Ташкенте на свои средства две гостиницы – «Европа» и «Бе-львю»,  первая из которых считалась одной из лучших в городе. Пользовался популярностью и оркестр, развлекавший по вечерам в ресторане ее постояльцев.  Сам Георгий тоже слыл  меломаном. 

И хотя к числу самых богатых  предпринимателей Ташкента  Цинцадзе не принадлежал,  в городе он слыл человеком известным и уважаемым. В 1900 году Г.Цинцадзе задумал построить в Ташкенте большой цирк, очень рассчитывая на помощь думы.    Определив предварительную  стоимость строительных работ   в 35 тысяч рублей.

Цинцадзе обратился в городскую думу с просьбой выдать ему кредит в 25 тысяч рублей сроком на 10 лет, но получил отказ.  Однако  Георгий не отказался от своей идеи и решил начать строительство самостоятельно. Место было выбрано в центре города, на одной из самых оживленных улиц – Джизакской. Газета «Туркестанские ведомости» 27 октября 1902 года сообщила, что владелец гостиницы «Европа» Георгий Цинцадзе на свои средства начал строительство цирка-театра. Автором проекта был Е.Гофман.

Продав гостиницу «Европа», на вырученные деньги он завершает в 1905 году основную часть строительства. Полученные средства быстро иссякли, а ведь еще не были построены ложи, вспомогательные помещения, следовало также приобрести мягкие кресла для зала. Все это требовало значительных затрат.

И тогда Георгий обратился за помощью к более состоятельным горожанам. На его просьбу первыми откликнулись некая  Мария Никитина, пожертвовавшая шесть  тысяч рублей золотом, и еврейский купец Каландаров (5 тысяч рублей золотом).

Однако и этих средств было недостаточно и потому лишь к 1913 году ему  удалось закончить основную часть здания.Тем не  менее, театр-цирк начал функционировать еще задолго до своего официального открытия.

В незавершенном виде он представлял собой  внушительное сооружение с железным куполом, предназначенное непосредственно для цирковых представлений. В газетных объявлениях и афишах он так и назывался – «Цирк Цинцадзе».

Первое  представление состоялось здесь в 1905 году – на его арене выступала российская цирковая труппа Назарова. В том же году ташкентская публика познакомилась и с искусством знаменитого клоуна-дрессировщика В. Л. Дурова, гастроли которого вызвали огромный интерес.

Вначале в этом двухэтажном здании, построенном  в стиле немецкого ренессанса,  с огромным красным куполом давали представления заезжие цирковые группы, а позже здесь расположился театр с необычным названием «Колизей». И хотя театр ничем не напоминал римский Колизей, название это прочно за ним закрепилось.

Он встречал зрителей ярко освещенным фойе; в зале ряды располагались крутым амфитеатром, театральная сцена была самой большой в городе, здание снабжалось электроэнергией. В ложах, в уютных красных бархатных креслах рассаживались «почетные люди» го­рода, а завсегдатаями «райка» были местные гимназисты.

Здесь ставились спектакли по произведениям М.Горького и Л.Толстого, А.Островского и А.Чехова. Театр пользовался большой популярностью. Часто гастролировали в «Колизее» московские и петербургские труппы.

А начиная с 1910 года в цирке Цинцадзе  демонстрировались сеансы «синематографа», в перерывах между которыми выступали фокусники, чревовещатели, факиры, клоуны, дрессировщики, жонглеры, борцы и канатоходцы.

Стремясь привлечь внимание антрепренеров к новому зданию, Цинцадзе в 1913 году, незадолго до официального открытия театра-цирка, опубликовал рекламный анонс в варшавском журнале «Орган». Отмечая  универсальный характер своего детища, он писал, что «все здание и сцена вполне приспособлены для всякого рода зрелищ: оперы, оперетты, драмы, феерии, балета, цирка, кинематографа и т. п.»  

Манеж, находившийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей – 15 рядов кресел располагались в четыре  яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена.

В тех  же случаях, когда она использовалась для спектаклей, кресла устанавливались и в манеже. В общей сложности театр-цирк вмещал около 2500 зрителей.  На крыше здания находилось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта…

В гостеприимном доме Георгия Цинцадзе можно было встретить приезжих актеров, других известных и интересных людей, принимал он также и А.В.Луначарского с супругой.

Однако после советизации Туркестанского края – в сентябре 1918 года – принадлежавшее ему здание театра «Колизей» было национализировано большевиками. А еще через несколько месяцев  Ташкент, в котором он прожил интересную, насыщенную яркими событиями жизнь, простился с Георгием: в 1919 году по трагической случайности  Цинцадзе был по ошибке арестован вместо своего однофамильца – белогвардейского офицера  – и расстрелян.

Узнав об этом расстреле, М.Фрунзе заявил, что Средняя Азия потеряла человека, который многое сделал для развития ее культуры и искусства.

С 30-х годов в «Колизее» работал государственный оперный театр.  После окончания  же строительства в Ташкенте нового оперного театра, в «Колизее» разместился концертный зал государственной филармонии. К сожалению, «Коли­зей», устоявший во время стихийного бедствия, не уцелел после развала СССР и прекратил свое  существование – он  не вписывался в новый архитектурный ансамбль и его просто разрушили… 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности