В изданном ровно сто лет назад (1912г.) историческом очерке А.И.Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем» было сказано, что цирковые представления в столице Туркестана начались в середине 1880-х годов, однако в городе тогда еще не было специального помещения и потому.
В изданном ровно сто лет назад (1912г.) историческом очерке А.И.Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем» было сказано, что цирковые представления в столице Туркестана начались в середине 1880-х годов, однако в городе тогда еще не было специального помещения и потому гастролеры выступали в палатках близ здания биржи.
«Постоянный же цирк на Джизакской улице вблизи городского сада, – писал Добросмыслов, – построен армянином Цинцадзе 8-9 лет тому назад. Цирк редко бывает пустой, всегда есть какая-нибудь труппа, обирающая публику».
С именем этого человека у пожилых ташкентцев ассоциируется здание театра «Колизей» – первое кирпичное здание в Средней Азии и первый вообще стационарный театр. Кстати, оно одно из немногих уцелело во время трагического ташкентского землетрясения 1966 года.
Георгий Цинцадзе, ошибочно названный автором книги армянином, родился в 1868 году в деревне Земо-Парцхма Чохатаурского уезда Грузии в довольно состоятельной семье Мирзы Цинцадзе и Вардо Шарашидзе.
В 1882 году четырнадцатилетнего мальчика забрал к себе в Ташкент его крестный Давид Лежава. Обнаружив у мальчика сильный и красивый голос, крестный послал его учиться в Германию. Однако певца из Георгия не вышло, и он вскоре вернулся в Ташкент.
Через некоторое время при поддержке Давида повзрослевший Георгий, уже твердо стоявший на ногах, женился на Софье Накашидзе-Беридзе, девушке из обедневшего княжеского рода, бабушка которой была некогда фрейлиной при дворе Александра III.
У Георгия и Софьи родилось семеро детей – один сын и шесть дочерей. Цинцадзе, решив заняться гостиничным бизнесом, построил в Ташкенте на свои средства две гостиницы – «Европа» и «Бе-львю», первая из которых считалась одной из лучших в городе. Пользовался популярностью и оркестр, развлекавший по вечерам в ресторане ее постояльцев. Сам Георгий тоже слыл меломаном.
И хотя к числу самых богатых предпринимателей Ташкента Цинцадзе не принадлежал, в городе он слыл человеком известным и уважаемым. В 1900 году Г.Цинцадзе задумал построить в Ташкенте большой цирк, очень рассчитывая на помощь думы. Определив предварительную стоимость строительных работ в 35 тысяч рублей.
Цинцадзе обратился в городскую думу с просьбой выдать ему кредит в 25 тысяч рублей сроком на 10 лет, но получил отказ. Однако Георгий не отказался от своей идеи и решил начать строительство самостоятельно. Место было выбрано в центре города, на одной из самых оживленных улиц – Джизакской. Газета «Туркестанские ведомости» 27 октября 1902 года сообщила, что владелец гостиницы «Европа» Георгий Цинцадзе на свои средства начал строительство цирка-театра. Автором проекта был Е.Гофман.
Продав гостиницу «Европа», на вырученные деньги он завершает в 1905 году основную часть строительства. Полученные средства быстро иссякли, а ведь еще не были построены ложи, вспомогательные помещения, следовало также приобрести мягкие кресла для зала. Все это требовало значительных затрат.
И тогда Георгий обратился за помощью к более состоятельным горожанам. На его просьбу первыми откликнулись некая Мария Никитина, пожертвовавшая шесть тысяч рублей золотом, и еврейский купец Каландаров (5 тысяч рублей золотом).
Однако и этих средств было недостаточно и потому лишь к 1913 году ему удалось закончить основную часть здания.Тем не менее, театр-цирк начал функционировать еще задолго до своего официального открытия.
В незавершенном виде он представлял собой внушительное сооружение с железным куполом, предназначенное непосредственно для цирковых представлений. В газетных объявлениях и афишах он так и назывался – «Цирк Цинцадзе».
Первое представление состоялось здесь в 1905 году – на его арене выступала российская цирковая труппа Назарова. В том же году ташкентская публика познакомилась и с искусством знаменитого клоуна-дрессировщика В. Л. Дурова, гастроли которого вызвали огромный интерес.
Вначале в этом двухэтажном здании, построенном в стиле немецкого ренессанса, с огромным красным куполом давали представления заезжие цирковые группы, а позже здесь расположился театр с необычным названием «Колизей». И хотя театр ничем не напоминал римский Колизей, название это прочно за ним закрепилось.
Он встречал зрителей ярко освещенным фойе; в зале ряды располагались крутым амфитеатром, театральная сцена была самой большой в городе, здание снабжалось электроэнергией. В ложах, в уютных красных бархатных креслах рассаживались «почетные люди» города, а завсегдатаями «райка» были местные гимназисты.
Здесь ставились спектакли по произведениям М.Горького и Л.Толстого, А.Островского и А.Чехова. Театр пользовался большой популярностью. Часто гастролировали в «Колизее» московские и петербургские труппы.
А начиная с 1910 года в цирке Цинцадзе демонстрировались сеансы «синематографа», в перерывах между которыми выступали фокусники, чревовещатели, факиры, клоуны, дрессировщики, жонглеры, борцы и канатоходцы.
Стремясь привлечь внимание антрепренеров к новому зданию, Цинцадзе в 1913 году, незадолго до официального открытия театра-цирка, опубликовал рекламный анонс в варшавском журнале «Орган». Отмечая универсальный характер своего детища, он писал, что «все здание и сцена вполне приспособлены для всякого рода зрелищ: оперы, оперетты, драмы, феерии, балета, цирка, кинематографа и т. п.»
Манеж, находившийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей – 15 рядов кресел располагались в четыре яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена.
В тех же случаях, когда она использовалась для спектаклей, кресла устанавливались и в манеже. В общей сложности театр-цирк вмещал около 2500 зрителей. На крыше здания находилось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта…
В гостеприимном доме Георгия Цинцадзе можно было встретить приезжих актеров, других известных и интересных людей, принимал он также и А.В.Луначарского с супругой.
Однако после советизации Туркестанского края – в сентябре 1918 года – принадлежавшее ему здание театра «Колизей» было национализировано большевиками. А еще через несколько месяцев Ташкент, в котором он прожил интересную, насыщенную яркими событиями жизнь, простился с Георгием: в 1919 году по трагической случайности Цинцадзе был по ошибке арестован вместо своего однофамильца – белогвардейского офицера – и расстрелян.
Узнав об этом расстреле, М.Фрунзе заявил, что Средняя Азия потеряла человека, который многое сделал для развития ее культуры и искусства.
С 30-х годов в «Колизее» работал государственный оперный театр. После окончания же строительства в Ташкенте нового оперного театра, в «Колизее» разместился концертный зал государственной филармонии. К сожалению, «Колизей», устоявший во время стихийного бедствия, не уцелел после развала СССР и прекратил свое существование – он не вписывался в новый архитектурный ансамбль и его просто разрушили…