Логика нашей истории явно состоит в том, что мы всё-таки воюющая нация. Логика нашей этики состоит в том, что мы нация мирная.
Вероятно, это обязательное, необходимое сочетание: чтобы так ценить мир, пришлось пройти через многократный опыт тяжелейших, на грани выживания государства, страны и народа войн.
Какой первый урок в школе 1 сентября? Урок мира.
Что так часто говорят наши старшие, когда сталкиваются с каким-то лишением? «Лишь бы не было войны».
Сколько мы потеряли в Первую мировую, Гражданскую, а потом в Великую Отечественную? Столько, что нас было бы сейчас здесь раза в два больше.
Стоит, наверное, с этого начинать тот самый урок 1 сентября: «Дети, посмотрите направо, посмотрите налево — с каждым из вас за соседней партой должны сидеть ещё один парень или девчонка. Ты не видишь их, потому что они не родились, потому что войны и кровопролития XX века забрали их».
Наша готовность к войне — это не доблестная и радостная бравада, а тяжёлая и решительная необходимость. И тут есть два пути.
- Россия очень закономерно, очень справедливо хочет обеспечить безопасность своих границ. Тем более что все самые страшные войны в нашей истории за последние лет 500 как минимум — все шли к нам с запада, из Европы. И эта работа требует спокойных нервов, надёжных инструментов, довольно скучной и тяжёлой работы. Да, вероятно, там, где перестают работать аргументы за столом, приходится применять и иные инструменты, чтобы обеспечивать свою безопасность. Но и военно-политические решения (не дай бог, конечно) не совершаются в эмоциональном воодушевлении. Тихо и методично, иногда, может быть, и остро — но никогда с безмозглым азартом.
- Кураж. Победоносная война. Показать «мать Кузьмы» не как инструмент, а как «сейчас мы с вами расплюёмся», потому что вы нас убедили — «да, скифы мы, с раскосыми и жадными глазами». И этим путём Россия ходила уже, бывало, — и, напомню, ничего хорошего, как ни верти трактовки истории, из этого не выходило.
Поэтому путь эмоций здесь — пагубный. И очень настораживает та ажитация, с которой «эксперты» (вчера в востоковедении, потом в COVID-19, потом в контртерроризме, потом в осеменении крупного рогатого скота) бросились грозить супостатам, бряцать диванными подушками, бить себя в грудь и рассуждать, сколько же дивизий мы сейчас бросим и на какой фронт.
В нашей традиции, мне кажется, ж е л а т ь войны — дело подлое по отношению к своей истории.
И дело тут не в «неготовности». Дело в том, что сохранять безопасность — это труд, а не упоение.
А потому думаю, что аргументы у Верховного главнокомандующего ещё не исчерпаны. Те, что используются с холодной головой