18+
06 Декабря 10:31
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Фильм принципиальной важности

2 июля в театре-студии «Дийдор»  состоялась вторая презентация нового полнометражного документального фильма «Большое сердце Ташкента». Днями раньше первый показ этой картины был проведён в Публичной библиотеки им. Алишера Навои. 

И на это раз зал оказался переполнен – среди присутствующих были представители масс-медиа, а также персональные гости — друзья и коллеги одного из создателей киноленты известного ташкентского телевизионного и интернет журналиста Бориса Бабаева.

Интерес к картине был вполне объясним – прежде всего, её темой.1467297639 tmb1Речь идёт о подвиге узбекского народа, который в годы Великой Отечественной войны принял в нашей республике свыше полутора миллиона вынужденных беженцев из оккупированных районов Советского Союза.  Среди них было не менее 250 тысяч граждан еврейской национальности. Как известно, согласно кровавому гитлеровскому замыслу, именно евреи прежде всего должны были быть уничтожены как нация, как носители иудаистской философии и религии, даже если они были атеистами. В результате этого массового холокоста было уничтожено 6 миллионов представителей еврейского населения СССР и нескольких других европейских государств.

На этом фоне Ташкент, по выражению поэта Александра Файнберга «город спасения», не только принял сотни тысяч стариков, женщин и детей, не только предоставил им кров, охватил сочувствием и поддержкой, деля на равных последнюю лепёшку, но и тем самым сохранив им жизнь и дав впоследствии возможность состояться, реализовать свой жизненный и творческий потенциал. Такое бескорыстное отношение – есть убедительное свидетельство душевного величия и доброты узбеков, их толерантности и гостеприимства – не по принуждению, а по зову сердца. Только этим можно объяснить появление в самые тяжкие дни начала войны двух уникальных стихотворений узбекского поэта Гафура Гуляма «Ты не сирота» и «Я – еврей». Они немедленно были переведены на русский язык и опубликованы в центральной прессе страны.

В картине рассказывается об этом, равно как и о других свидетельствах подлинного интернационализма жителей Узбекистана, причём устами прямых очевидцев этих событий и их детей. Среди них такие знаковые фигуры сегодняшней жизни, как Юрий Стоянов, Иосиф Кобзон, Яков Шапиро, Дина Рубина, Галина Мельникова, Аркадий Нисневич и другие авторитетные наши современники.

Нет необходимости перечислять их высказывания– фильм нужно посмотреть каждому неравнодушному человеку лично, если он действительно хочет разобраться в противоречивой истории нашей страны, более того – в сложной сути сегодняшних мировых процессов. Об этом убедительно говорят в фильме Посол Государства Израиль Кармела Шамир, посол Германии в Узбекистане Найхарт Хефер Висинг, глава представительства ЮНЕСКО в республике Криста Пикат, крупный общественный деятель Узбекистана профессор Акмаль Саидов и другие.

Желательно, чтобы эту страстную картину показали и по телевидению, и в учебных аудиториях не только Узбекистана, но и России, странах СНГ и, по возможности – в зарубежных. Тематически эта лента претендует и на участие в различных конкурсах и смотрах, но…

Одна из уважаемых зрительниц во время обсуждения сказала, что данная картина не подлежит критике. Оставив в стороне этот сомнительный постулат, я позволю себе всё-таки высказать несколько соображений, не то чтобы критического плана, а скорее — пожелания, надеюсь ещё не запоздалые.

1.   Более чётко выстроить картину композиционно, монтажно. В ней много повторов, дежурных фраз, необязательных элементов. Картина длится 1 час 15 минут, а в её второй половине теряется динамика и драматизм.

2.   Чересчур много места выделено, к примеру, Послу Германии – его цитируют 4 или 5 раз. Зачем? – ведь он не учёный-исследователь, не имел ранее никакого отношения к Узбекистану. Конечно, для нас он посол великой державы, но для зарубежного зрителя он не авторитет и не представляет никакого интереса. Это сразу же снижает достоверность и действенность картины, а членов жюри любого кинофестиваля будет по крайней мере раздражать.

3.   Фильм начинается и сопровождается благородной и величавой музыкой Моцарта и Рахманинова – очевидно, по замыслу авторов, это должно было подчеркнуть высокий пафос рассказываемого материала. Но при этом совершенно теряется индивидуальность узбекского быта начала 40-х годов – на фоне глинобитных домиков и кривых улочек не слышно ни одной ноты местного мелоса, будто жители Ташкента парили в высоких облаках вечной мировой гармонии.

4.   В противовес богатейшему документальному материалу в картине явное злоупотребление комментариями к фильму «На солнечной стороне улицы», заснятому по роману замечательной писательницы – уроженки Ташкента Дины Рубиной. К тому же сама Рубина, рассказывая о феномене понятия «ташкентцы», совсем неудачно приводит в пример Салтыкова-Щедрина, который в негативном плане использовал сочетание «Господа Ташкентцы».

Есть и другие замечания частного характера, но они легко исправимы. Допускаю, что авторы (Режиссер – Х.Валиев, продюсер проекта и автор идеи – К.Хужаяров, студия «Фаррава-фильм») устали, как минимум, они находятся под гипнотическим воздействием заслуженной эйфории, но если они хотят выйти на широкий мировой экран (а это было бы замечательно!), то им необходимо ещё раз тщательно отредактировать ленту, сократив её по крайней мере на треть. От этого она только выиграют – я не сомневаюсь!

А. Ходжаев, кандидат философских наук, киновед

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности