18+
29 Мая 17:15
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

В 1913 году состоялось историческое событие-впервые вода хлынула по Романовскому каналу в Голодную степь. Это был триумф русского инженера Сергея Чаева. 

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

 Канал и сейчас несет живительную влагу в поля Узбекистана и Казахстана. В советское время его переименовали в Кировский, нынче — Дустлик. Канал удлиняли и расширяли до Великой Отечественной и реконструировали в 1954 г.

Вернемся, однако, назад. Тогда, в 1913-ом, на открытие приехал военный министр В.А.Сухомлинов. Иллюстрированный еженедельник «Искра» писал: «Работы по прорытию Романовского канала были начаты в 1900 г. До 1911 г. они велись хозяйственным способом, а потом были переданы известному в России подрядчику инженеру Чаеву. Эти работы считаются чудом техники. Его экскаваторы вынимали в день до 400 кубических сажень земли (1 кубическая сажень = 9,7 кубометра)».

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

Инженер-путеец и изобретатель Сергей Николаевич Чаев (1863-1944) —личность неординарная. На момент открытия Романовского канала — заместитель министра путей сообщения.

Он закончил петербургский транспортный институт и быстро показал себя на строительстве Транссибирской магистрали. На его счету не один мост и тоннель.  В 1890 году он — уже директор Общества железнодорожных ветвей, где  разбогател. В 1907 для него построили особняк в стиле модерн в Санкт-Петербурге, он цел и сегодня, тут принимает больных стоматологическая поликлиника № 17. В 2010 году он возвёл еще особняк для супруги на Каменном острове, куда чета и переехала.

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

На открытии Романовского канала Чаев не был. Он уже был занят тем, что пробивал железнодорожный туннель между Донбассом и Кривым Рогом. 

Первая Мировая война помешала ему пустить электропоезд из Бахчисарая до Ялты. Хотя проект был им уже подготовлен.

Царский Ташкент: триумф инженера ЧаеваС.Н.Чаев был человеком не только деятельным, но и добрым. В отличие от нынешних олигархов, он большие суммы тратил на благотворительность, на детские приюты и научные исследования. После революции С.Н.Чаев возглавил министерство путей сообщения в правительстве А.И.Деникина. Именно Чаев разработал в Крыму проект рокадной железнодорожной ветки к Перекопу, чтобы удержать его под натиском Фрунзе.  

Вместе с остатками Белой армии С.Н.Чаев в ноябре 1920 г. эвакуировался из Севастополя в турецкий Константинополь, затем обосновался в Париже. Здесь он устроился инженером  в фирму «Anon Tractor», запатентовал новый строительный материал «соломит», который изготавливался из блоков прессованной соломы, скрепленных проволочной арматурой. Из таких «кирпичей» им и был построен на свои средства храм Воскресения Христова в Мёдоне.

 

Скончался С.Н.Чаев на 81-ом году в оккупированном фашистами Париже.

Успех выдающегося инженера пытался повторить ирригатор Г.К.Ризенкампф, занимавшийся Голодной степью с 1912 г. Он представил своей проект Иртур (ирригация Туркестана) самому Ленину и даже выбил деньги. Но группа Г.К.Ризенкампфа до Ташкента не доехала, в Самаре всех арестовали, потом перестреляли и пересажали, Г.К.Ризенкампф умер в лагере в 1943 г.

Из пионеров орошения Голодной степи выжил и уцелел только Федор Петрович Моргуненков (1880-1939) —талантливый гидротехник и ирригатор. До него в Туркестане для подъема воды из рек и арыков применялись чигири – большие колеса, снабженные емкостями для воды. Они приводились в движение тягловой силой. А машина Ф.П.Моргуненкова работала только за счет течения воды.

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

Именно Моргуненков первым предложил еще при царе проекты орошения крымских земель водами Днепра и пустующих земель юго-восточного побережья Каспийского моря зимними и избыточными водами Амударьи.

Ф.П.Моргуненков остался в СССР и ряд лет трудился профессором Ташкентского университета.

Другая попытка дать воду Средней Азии была предпринята на Вахшстрое Таджикской АССР, тогда входившей в Узбекистан. Кремль выделил валюту, наняли американских инженеров (своих-то уже не было), закупили за океаном экскаваторы. Перипетии этой истории неплохо описаны в романе  Б.Ясенского «Человек меняет кожу».

Экскаваторы по Амударье довезли до Термеза, а далее до Вахшстроя никаких транспортных артерий не было. Местные товарищи предложили гнать огромные сложные машины своим ходом. В знак протеста часть американских инженеров вернулась домой. До Вахша вместо экскаваторов дошли запчасти, из которых собрали, что смогли.

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

На строительстве Большого Ферганского канала в 1939 года уже использовались 14 экскаваторов выпуска Уралмашзавода по зарубежным лицензиям.  Они не спасли положение, пришлось мобилизовать на хашар 140 000 колхозников. Но и тут не удалось достичь показателей на Романовском канале, где было нанято всего 500 грабарей и 300 лошадей в помощь чаевским экскаваторам.

Конечно, советские достижения, особенно при Брежневе, в освоении Голодной, Каршинской, Джизакской степей, других земель неоспоримы. В те годы был создан крупнейший в мире массив орошаемой пашни, которая гарантировала урожай при любой погоде. Но страница, вписанная в историю инженером Сергеем Чаевым, поистине золотая.

Ефрем Рябов

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...
Загрузка...

Царский Ташкент: триумф инженера Чаева

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Хаттори:

    Были люди-глыбы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности