Парадокс, но больше всего студентов русский язык нынче изучают в Китае. Эти данные привели на Круглом столе в Госдуме, посвященном «великому и могучему».
Впрочем, и в Болгарии дело пошло на лад.
Так, Г.Н. Шамонина, глава Русского центра Варненского свободного университета им. Черноризца Храбра сообщила, что если в 2009 г. русский язык выбрал всего 21 человек, то в 2013 г. только на первом курсе количество изучающих русский язык составило 178 слушателей.
Во всем университете более 500 студентов изучают русский, притом, что это не филологический вуз.
Русский центр Краковского педагогического университета на заседании представляла преподаватель Мажена Плес. Она сообщила, что к ним на праздник русского языка приехало более 300 преподавателей и студентов со всего мира, из двадцати стран.
В Армении за 4 года Русский центр посетило 72 тысячи человек, и это не только студенты, но и школьники, и дети дошкольного возраста, и преподаватели-русисты.
Выступление писателя В.Н. Крупина, увы, было исполнено горечи: “…государство потакает низшим чувствам: хлеба и зрелищ… А высшие чувства у нас не в чести. Это чувства благоговения, жертвенности, вот эти чувства не воспитываются… Поэтому, конечно, и литература не работает”.
Писатель отметил, что мы пренебрегаем своим национальным богатством, в то время как “весь мир к нам едет изучать наши легенды, предания, былины, сказки, огромнейшее количество золота, по которому мы ходим, и этим не пользуемся…”.
Не были обойдены вниманием проблемы, связанные с использованием ненормативной лексики в СМИ и пресловутым ЕГЭ. Затронул эти вопросы в своем выступлении и О.Н Смолин, первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию. Он, кстати, внес весьма, пожалуй, продуктивное предложение о добровольном отказе журналистов от ненормативной лексики и изобилия иностранных слов, так как, по его словам, “добровольное обязательство всегда лучше принуждения”.
Многие участники не обошли стороной и проблемы преподавания русского языка в школе. Директор Института лингвистики РГГУ М.А. Кронгауз говорил, в частности, о недопустимости слияния русского языка и литературы в единый курс (как это делается сейчас в школах), поскольку это абсолютно самостоятельные и самодостаточные дисциплины. Кроме того, он высказал мысль о создании новых учебников русского языка.
Живой интерес у собравшихся вызвало эмоциональное выступление президента факультета регионоведения и иностранных языков МГУ, профессора С.Г. Тер-Минасовой, которая коснулась социальной роли русского языка в современной России. На ее взгляд, рыночная экономика, а соответственно, рыночный образ жизни изменил и социальную роль языка. То есть роль языка как орудия познания, мышления ушла на задний план. А на передний – вышла вот эта самая рыночная задача. Размываются и расшатываются нормы на всех уровнях языка. И, как известно, именно расшатывание нормы имеет самый мощный стилистический эффект. Вместе с нормами языка расшатываются нормы культуры, поведения в обществе.
Но самое страшное то, что слабеющий язык соответственно формирует слабеющую нацию…
О нравственной стороне языковой проблемы говорили многие выступающие, отмечая при этом, что чистота языка не всегда зависит от законодательных инициатив. Об этом, в частности, говорил диакон Роман Богдасаров, зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Склонность к матерщине, например, можно искоренить, только когда человек сам поймет, что он наносит ущерб не только окружающим, но и, прежде всего, своей душе и русский язык ему нужен не для того, чтобы на базаре торговаться, а для того, чтобы быть полноценным человеком…
Говорилось также и о предложении профессора Никонова вернуть сочинение в российскую школу. Вопрос действительно назрел, и это не пустые слова. Сейчас мы видим, что школьники почти перестали читать (психология проста: нет экзамена по литературе – значит, и читать не надо). Они ведь и не понимают, что оставляя за бортом русскую классическую литературу, попросту сами себя обкрадывают.
Невольно вспоминается завет молодому поколению Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”. А русская литература как раз и учит этим самым “человеческим движениям”.
О том, что наша система образования сознательно, целенаправленно убивает русский язык, вообще русскую словесность, русскую литературу и всю культуру взволнованно говорил иерей храма св. Николая в Хамовниках Александр Шумский.
Он заметил, что такой экзамен – это “преступная, антинародная какая-то вещь”.
Профессор В.Ю. Троицкий, главный научный сотрудник ИМЛИ им. Горького РАН, в числе причин тяжелого положения русского языка, помимо недостаточного его понимания руководящими работниками всех рангов и чрезвычайной ориентации на западный опыт, назвал еще и “недостаточное чувство долга и совести”. Он отметил, что идет информационно-психологическая война, в связи с чем предложил ввести в жизнь законодательные средства для защиты информационной среды.
“Нужно помнить, – подчеркнул в заключение В.Ю. Троицкий, – культура речи – это первое условие защиты свободы слова человека…[…> Значит, задача разрушителей отвергнуть природой установленные нормы. […> Вот это самое повреждение литературной речи, которое тормозит и искажает правильное мышление, способность ясного понимания, ведет к ложному восприятию и осмыслению мира, и мешает умственному и духовному развитию личности. Это все проблема отнюдь не частная, а совершенно стратегическая, и связанная с нашей задачей содействовать всему тому, что, с одной стороны, отмечено в рекомендациях, и, с другой стороны, было сказано моими коллегами”.
Увы, но это все печальные реальности нашего времени. Сокращению числа владеющих русским языком за пределами России значительно способствовало закрытие русских школ в странах СНГ.
И если не восстановить, хотя бы частично, систему изучения русского языка, разрушение СНГ может произойти довольно быстро.
Снижению же уровня владения русским языком среди молодого поколения, несомненно, способствуют введение единого государственного экзамена по русскому языку, отмена экзаменационного сочинения, как в школах, так и в вузах.
Н.В. Масленникова,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова